Какой должна быть начальная школа?

Мы, родители, любим своих детей и хотим, чтобы они прожили счастливую жизнь. Может ли безграмотный человек быть счастливым? Наверно, может, если вокруг него такие же безграмотные люди. В век, когда владение информацией и навыки ее получения значительно облегчают жизнь, человек безграмотный – значит, беспомощный.

Беспомощный будет вытесняем из активного формирования общественной и промышленной жизни страны, а потому и не сможет быть счастливым. Поэтому мы так переживаем за образование своих детей.

Чтобы изменить нынешнее образование к лучшему, нужны не частные изменения: ЕГЭ, увеличение-уменьшение количества предметов и даже не талантливый учитель (хотя, конечно, талантливый лучше, чем зануда или улыбчивый моральный садист). На мой взгляд, нужно определиться вначале с общечеловеческими ценностями, не зависящими от возраста. Затем – с потребностями государства России в кадрах. И только потом установить образовательный стандарт, методы обучения и оценки знаний.

Общечеловеческие ценности

Чего в первую очередь хочет каждый взрослый человек? Взрослый человек хочет быть духовно и физически здоровым и прожить долго. Так вот, и наши дети, когда вырастут, будут хотеть того же. Пока ребенок в нашей власти (хотя бы лет до 15-16), мы можем помочь ему вырасти здоровым, а можем и подорвать его здоровье непосильными его психике или телу нагрузками, формированием пагубных привычек (например, сидением перед телевизором или маниакальной привязанностью к компьютеру), бессмысленным времяпрепровождением и т.д.

Исходя из выше сказанного, и следует формировать учебный процесс в школе. Для этого, на мой взгляд, в первую очередь следует коренным образом пересмотреть обучение в младших классах.

1. В младших классах учитель не должен ставить ни оценки, ни другие какие-то значки, приравненные к оценкам, в тетрадь школьнику за выполнение домашних и классных работ. Учитель обязан проверять работы учеников и красной пастой делать исправления. Получив тетрадь с проверенной учителем работой, ученик сам или с участием родителей ставит себе оценку за свою работу. Человек тем и отличается от животных, что может и должен сам оценивать результат своего труда.

В Библии написано, что по окончании каждого дня Бог оглядывал и оценивал качество своего труда и выполнение своего замысла. Там же написано, что человек – единственный из всего сущего на Земле, создан по образу и подобию Божию. Другими словами: преимущество человека перед животными в том, что он наделен способностью не только создать что-то своими руками (птицы тоже гнезда вьют), но и оценить свое «творение» как достойное похвалы или как «брак». Оценки, которые ребенок поставил себе сам, послужат одному – определению его душевного состояния, формирующегося характера и для внесения своевременной корректировки.

Мало того, что нынешняя школа лишает ребенка возможности самооценки (формируя безответственную или хитрую личность), так еще и травмирует его психику: ведь оценка за работу в этом возрасте идентична для него с оценкой его самого. Особенно, если еще и дома родители за оценки ругают или поощряют.

Так что же – никак не оценивать знания и приобретаемые навыки? Оценивать, конечно! Но тестированием по 100-балльной системе 1-2 раза в полугодие, по типу ЕГЭ. Почему именно тестированием? Потому, что в младшем возрасте у ребенка «линейное» мышление (земля для разума еще плоская) и ребенок накапливает знания. Количество этих знаний и несложные манипуляции с ними лучше всего оценивать с помощью тестов. Количество полученных баллов ни в коем случае не должно быть таким показателем, как «отличник», «троечник» и т.д. При такой системе, наконец-то, родителям не захочется защитить своего ребенка от учителя любой ценой, и это поможет ребенку раскрыть свои таланты без боязни быть униженным.

2. Какие предметы изучать в младшей школе? В этом возрасте формируются привычки, которые останутся с человеком до конца его жизни. Поэтому надо ввести предметы, которые станут его хобби, чтобы став взрослым, он в часы досуга хотел делать то, что приносит ему радость творчества, а не сидел тупо перед телевизором с банкой пива. Такими предметами должны быть, на мой взгляд: пение, литературные чтения, танцы, спортивные секции и спортивные игры, различные рукоделия, игра на гитаре и народных инструментах, рисование, лепка, моделирование и т.д. При этом ребенок должен иметь возможность попробовать себя в разных областях такого творчества. И к концу начальной школы иметь представление, что же ему нравится больше: играть на гитаре, делать модели кораблей или заниматься карате. Возможно, этот выбор хобби поможет ребенку и его родителям в дальнейшем определиться и с его будущей профессией.

Обязательными предметами в младших классах должны быть в пропорции 1:1:1:

Предметы, дающие знания: русский, чтение, математика, природоведение (в форме 2-3 обзорных лекций в полугодие), история России (также в форме лекций), ОБЖ (в форме лекций, но не бывшим военным и не о том, как правильно надевать противогаз и куда прятаться в случае бомбежки. Лучшее – наглядное обучение в форме мини-спектаклей, подготовленных самими детьми, на темы «житейских» ситуаций. Например, как отказаться от сигареты, предложенной «другом», и т.д. Лучшим учителем этого предмета, на мой взгляд, мог бы быть психолог или педиатр. На уроках ОБЖ также надо учить детей нравственности.), иностранный язык.

Предметы для физического развития: все виды физической культуры, способствующие формированию устойчивого хобби.

Предметы для эстетического развития: все виды вышеперечисленных творческих занятий, способствующих формированию устойчивого хобби. Для сельской местности уместно учить детей ухаживать за животными и разбираться в сельхозтехнике.

Закончил ребенок начальную школу. Получил документ с баллами ЕГЭ. И его родители этот «аттестат» могут со спокойной душой поместить в свой семейный архив. Главное, что должно быть достигнуто к окончанию начальной школы: здоровый, крепкий физически, радостный, доброжелательный к себе и другим, в меру общительный, наученный правилам общежития и безопасности, имеющий представление о стране, в которой он живет, и о ценности природы и Земли для него самого и всех людей, счастливый ребенок. И этот ребенок, умеющий оценить свои поступки и поступки других людей и знающий, чем интересным можно заняться в свободное время – настоящий человек, хоть еще и маленький.