За 10 лет (у кого-то – 11, а у кого-то – и всех 12) учёбы в школе в наши, по выражению Шерлока Холмса, чердаки было запихано и утрамбовано масса сведений, большая часть которых нам никогда впоследствии не пригодилась. Я, боже упаси, этим ни в коем случае не горжусь, но квадратные уравнения мне приходилось решать исключительно в учебных целях. А сколько я их перерешал...
А может, всё не так грустно. Может быть, без общего взгляда на вещи мы не смогли бы сейчас так свысока критиковать школьную программу. В любом случае, сейчас, когда не нужно делать домашние задания, когда не нужно сдавать сессии и защищать дипломные работы, сейчас – самое время учиться тому, чему хочется и так, как хочется.
Какие предметы выбрать? Названия оставим, по возможности, старые, а вот содержанием наполним таким, каким нам нужно.
1. Правила дорожного движения. Был такой предмет в школе. В первом классе. Целый год говорили о том, что «красный – стой, зелёный – иди». Даже если на получение прав нет ни времени, ни денег, уж сами-то правила прочитать и выучить никто не запрещает. И тест по теории на бесплатной программке-тренажёре пройти тоже.
А вообще, если у вас до сих пор нет прав и заела рутина, то пойти в автошколу – отличная идея. Дороговатый (хотя – как для кого, наверное... «У каждого свои проблемы: у кого – щи жидкие, у кого – алмазы мелкие»), но здоровский аттракцион. К тому же – прекрасная возможность приобрести новые знакомства. Автор до сих пор с лёгкой ностальгией вспоминает времена, когда поздним субботним утром во время большого перерыва между лекциями мы бегали в кафешку напротив автошколы. Инструкторы бывают разные, но во-первых, их можно (и нужно – если вы не удовлетворены качеством его работы) менять, а во-вторых, если вам повезёт с инструктором, то в вашей жизни станет на одного Учителя больше. Своего я никогда не забуду, всегда вспоминаю с благодарностью и иногда «слышу его голос у себя в голове».
2. География. С упором на а) ближайшие окрестности (немного пересекается с ПДД) б) и места возможного/предполагаемого отдыха.
3. Иностранные языки. Бывает, что языковые курсы устраиваются работодателем. Такую возможность грех не использовать, ведь курсы и оплачиваются, и идут в зачёт рабочего времени, и просто-таки вынуждают работодателя признать факт повышения вашей квалификации – ведь он сам в это инвестировал! Просмотр фильмов на иностранном языке – тоже считается. Вы не просто смотрите мексиканский сериал, вы учите испанский язык!
4. Родной язык. Забывается. Особенно под воздействием «пАдонкАФФского» диалекта, «албанского» и транслита. Как кто-то метко заметил, «литературный язык – наша блатная феня». Грамотность – как неброская с виду сумочка от престижной фирмы – позволит посвящённым безошибочно определить человека своего круга. Прочтение (но только качественной!) беллетристики – тоже в счёт.
5. Труд. Не знаю, кого как, но лично меня на трудах в средней школе научили двум вещам: - пилить лобзиком фанеру по непрямым линиям; - и из круглой металлической заготовки делать квадратную (пардон, параллелепипедную) заготовку при помощи напильника (которым подобное задание выполнялось, наверное, несколькими поколениями моих предшественников).
Определённый философский взгляд на мироустройство подобные регулярные занятия на протяжении нескольких часов в неделю, несомненно, привили. Но и только. Что бы мне действительно потом пригодилось в жизни?
1. Устройство и техническое обслуживание автомобиля (нет, ну в самом деле, что им стоило – купить за «сто рублей» один «мусорник» на всю школу и на его примере рассказать, что к чему?). 2. Сантехника. 3. Ремонтные работы. 4. Строительство.
Профильные предметы. Тут уж – у каждого свои, в зависимости от выбранной профессии. Если работа нравится, то и совершенствоваться в ней хочется постоянно.
Очень хорошо и полезно устраивать себе «проектные недели», результатом которых будет реферат, написанный собой любимым для себя любимого, с методическими рекомендациями практического характера для себя же любимого. Штучный товар!
Век живи, век – учись!