Почему дипломы и образование остаются без дела

31 июля заканчиваются вступительные экзамены в украинские вузы. Студентами станут 350 тысяч человек, но лишь для трети из них учёба пойдёт на пользу.

Диплом исторического факультета университета им. Т. Шевченко не понадобился Сергею Шульге: по специальности он не работал ни дня. Впрочем, заниматься историей профессионально Сергей не планировал. «Родители настаивали на получении высшего образования. В медицинский поступить не смог, а на исторический – получилось», – объясняет он. Работать начал ещё на первом курсе. «Самостоятельно освоил несколько дизайнерских программ, устроился на самую простую позицию в полиграфическую компанию — занимался допечаткой, созданием визиток», — рассказывает Сергей. Спустя пять лет работы и постоянного самообучения он стал начальником дизайн-отдела компании «ИТАК», крупного производителя полимерной упаковки.

Лишние умы
Историю Сергея могут повторить тысячи новоиспечённых студентов. По информации портала HeadHunter, в Украине только 20% выпускников устраиваются по специальности, но уже через два-три года после начала трудовой деятельности эта доля снижается до 12–15%. Труднее всего найти приемлемую работу гуманитариям: филологам, психологам, историкам, политологам, педагогам. Сомнительные перспективы и у юристов, бухгалтеров и финансистов.

Пропасть между системой образования и потребностями рынка труда с каждым годом увеличивается. По данным Киевского международного института социологии, лишь 20% работодателей считают, что за последние пять лет качество подготовки студентов улучшилось. «Всего 10% вакансий требуют высшего специализированного образования — например, медицинского или инженерного», — говорит Ольга Гусаченко, консультант кадрового холдинга АНКОР в Украине.

70–75% украинских школьников становятся студентами. В итоге предложение специалистов с высшим образованием заметно превышает спрос, поэтому почти все вакансии закрываются за счёт кандидатов с опытом работы.

Большинству соискателей на должность приходится демонстрировать работодателю качества и навыки, которым специально в институтах не обучают. «Есть три главных качества, которые всегда помогут найти работу, при необходимости даже сменив профессию. Это обучаемость, коммуникабельность, целеустремлённость», — говорит консультант кадрового холдинга АНКОР Юлия Кириллова. Профессиональные знания выпускников тоже не соответствуют требованиям работодателей.

Продавцы иллюзий
«В восточноевропейской модели образования не заложен принцип партнёрства преподавателя и студента, зато есть выраженная иерархичность, — отмечает проректор по учебно-воспитательной работе Национального университета «Острозька академія» Пётр Кралюк. — Ставка делается преимущественно на обучение студента, а не на сотрудничество. Поэтому на первом плане — аудиторный учебный процесс, но не самостоятельная работа».

К тому же набор специальностей, который предлагают отечественные вузы, основан на моде, предпочтениях родителей, а не на потребностях рынка. «Зачем каждый университет любого областного центра ежегодно выпускает сотни психологов, журналистов, социологов и политологов? Нет для них рабочих мест в провинции, а Киев не резиновый», — недоумевает директор рекрутинговой компании «Навигатор» Сергей Беляев. По его мнению, вузы и рынок труда живут параллельной жизнью. «Университеты и институты — как вещь в себе. Они просят финансирования, добиваются статуса национального, спорят о системе экзаменов, имитируют научную работу, обеспечивают работой массу преподавателей и чиновников, — объясняет эксперт. — Но сверхзадача — готовить нужных рынку труда специалистов — упускается из виду».

Поэтому крупные компании подготовкой кадров занимаются самостоятельно. «Теоретические знания, которые студенты получают в вузах, сегодня не совпадают с нуждами предприятий, а практических навыков зачастую просто нет, — констатирует директор по персоналу компании ДТЭК Александр Кучеренко. — И мы вынуждены начинать процесс обучения заново». У компании есть корпоративный университет, кроме того, она развивает сотрудничество с несколькими крупными украинскими вузами: с 2009 года там открыты группы ДТЭК, в которые набирают студентов старших курсов. В этих группах действует специальная программа обучения, в том числе практика на предприятиях. А этим летом в Днепропетровском университете открылась кафедра ДТЭК «Добыча и обогащение угля».

 

 

Ну а если вам срочно нужно написать диплом на заказ, то вам стоит просто обратиться в компанию author24.ru. Специалисты сделают работу за вас быстро и качественно.