В последние несколько недель дочь стала часто жаловаться на головную боль в школе, наш учитель звонит мне – я забираю дочь, дальше больше – головная боль начала появляться до занятий, перед школой. Первое время я пугалась, позволяла дочери остаться в постели и не ходить на занятия. Сейчас дошло до того, что такая «боль» возникает как минимум раз в неделю. Моя дочь – симулянт?
Нельзя дать однозначного ответа на этот вопрос. Быть может, боль вполне настоящая, выяснить это поможет серьезное медицинское обследование ребенка.
Недопустимо, чтобы ребенок регулярно страдал физически. В этом случае ему необходимо помочь как можно скорее.
Быть может, Ваша дочь страдает «аллергией на школу». Хотя, конечно, мысль о том, что школа может стать для ребенка источником аллергии, сложно укладывается в голове. Вполне возможно, что первоначальная головная боль, появляющаяся в школе, была. Рассмотрим сценарии развития симптома.
В литературе описываются достоверные случаи проявления аллергии в виде головных болей, головокружений, нарушений сна, утомляемости, понижения настроения вплоть до депрессий. Есть серьезные предположения, что некоторые случаи гиперактивности, сложностей поведения, трудностей с обучением связаны не с особенностями характера или погрешностями воспитания, а с проявлениями аллергии (причем, что самое интересное, чаще пищевой).
На самом деле ничего невероятного в этом нет. При контакте с аллергеном в организме человека с повышенной чувствительностью к данному веществу возникает специфическая неинфекционная воспалительная реакция, и пораженным может оказаться практически любой орган, в том числе кора головного мозга и подкорковые центры. В зависимости от места и протяженности поражения варьируют и симптомы. (И.Д. Бородина)
Кроме чувствительности к продуктам, на процесс обучения могут влиять и другие факторы внешней среды. Пыль, запахи мастики для пола, пластика, моющих средств, лака и т. д. способны, например, вызывать местный отек слизистой носоглотки и придаточных пазух (как при поллинозе). В результате у ребенка затрудняется дыхание, развивается головная боль, что снижает его готовность к обучению.
Поэтому важно обследовать ребенка у аллерголога, чтобы в случае необходимости начать лечение, либо убедиться, что причина происходящего совершенно точно в другом. Также важно посмотреть есть ли склонность к головным болям в семье: страдают ли старшие члены семьи гипертонией, мигренями. Имеется ли у ребенка склонность к внутричерепному давлению.
Необходимо максимально точно вспомнить время (лучше дату), когда голова заболела в школе впервые. Затем выяснить, что происходило в школе в этот день: возможно, это были какие-либо неплановые эпизодические ремонтные работы или экскурсия класса в СЮН, например.
Возникшая на самом деле головная боль, возможно, оказалась закреплена на уровне поведения родительской реакцией. Ребенок, испытывая головную боль, видит серьезное беспокойство мамы, получает освобождение от пребывания на уроках. Эта цепочка выстраивается и закрепляется несколькими повторениями. Затем ребенок в качестве эксперимента пробует потянуть за эту цепочку с другого конца – начать не с неприятной головной боли, а с нежелания быть в школе. Симуляция боли приводит также к желанному результату.
Теперь, поскольку проверить, болит ли голова на самом деле, почти невозможно, то необходимо сделать родительское внимание во время болезни дозированным: необходимым и достаточным, не избыточным. Болеть должно быть неприятно. Если болит голова – значит, необходим постельный режим, а вовсе не сидение за компьютером. Просмотр телепрограмм также противопоказан – нужен покой. Посещения друзей исключены до прояснения причин боли. Единственное, что допустимо – это чтение, в том случае, если не усиливает «головную боль».
Если боль проходит к моменту окончания школьных занятий и болеющий ребенок намекает, что уже все в порядке, необходимо до конца дня соблюдать в полном покое постельный режим в целях профилактики рецидивов.
Эти простые рекомендации помогут сделать пребывание дома с «головной болью» менее привлекательным, чем обучение в школе и общение со сверстниками. Однако если ребенок продолжает симулировать, несмотря на принятые меры, необходимо проконсультироваться со школьным психологом по поводу психологического климата класса и уровня комфорта Вашего ребенка в школе.