Английский язык: как сбалансировать время, деньги и результат?

Существует мнение, что хотя бы один иностранный язык должен знать каждый человек. Но мнения – это только лишь мнения. Сегодня мы посмотрим на факты. И связаны они будут с изучением языка.

Начнём с цели. Зачем вам нужен иностранный?

Если вы будете полагаться лишь на расхожее убеждение, что современный человек должен знать язык (ну просто должен, и всё тут!), это может послужить довольно сильным стимулом для изучения иностранного, но может превратиться и в слабый мотиватор для изучения языка: если в процессе изучения вы столкнётесь с какими-либо трудностями, «мода на язык» может оказаться недостаточно веским основанием для продолжения учёбы. Современных людей иностранный (и в частности английский) привлекает с точки зрения поиска работы: лучшее место, более высокооплачиваемая должность, необходимость общаться с иностранными клиентами, партнёрами. Здесь выше уровень необходимости, выше шансы, что вы добьётесь успеха. Суть в том, что вам нужно иметь хорошую цель, прежде, чем приступать к обучению. Итак, когда цель определена, встают более практические вопросы: сколько времени выделить на изучение языка, в какую сумму это может вылиться, как скоро будет получен результат, и прочие сопутствующие вопросы. Разберёмся со всем по порядку.

Срок обучения очень зависит от программы обучения и квалификации преподавателей. Но мы живём в век больших скоростей, и изучение английского в сроки, превышающие год – слишком большая роскошь. Год – это тот срок, за который вполне реально выучить язык «от нуля» до владения им на уровне повседневного общения. При этом мы имеем в виду, что на этот год у вас есть цель (изучение английского), к которой вы активно стремитесь, то есть уделяете изучению английского максимально возможное время.

Часто можно встретить такой совет по изучению языка: «обучайтесь лучше по 15 минут в день ежедневно, чем по 2 часа раз в неделю». К сожалению, ни тот, ни другой вариант неэффективен. В первом случае вы просто не успеваете вникнуть в язык, и уж совершенно точно речь не идёт ни о какой языковой практике, ведущей к результату. Во втором случае совершенно очевидно, что, приступая уже ко второму своему занятию, вы вряд ли будете помнить, чем занимались на первом. О какой бы то ни было эффективности подобных занятий речь вообще идти не может. На самом деле наиболее эффективно – выделить достаточно длительный период, и в течение него заниматься довольно часто и подолгу. Предвижу возражения: «долгие занятия утомляют». Возможно. Если вы занимаетесь тем, что изучаете правила грамматики. Особенно по учебнику, в котором они объясняются слишком научно или несколько путано. Особенно, если приведённых примеров употребления этого правила было недостаточно для того, чтобы вы безоговорочно поняли это правило. И, конечно же, если практически всё время обучения ушло у вас на теорию, а практике вы успели уделить лишь десяток минут. Я имею в виду разговорную практику, практику общения, а не заполнение пропусков в письменных упражнениях из учебника.

Но представьте: вы приступили к обучению, изучили совсем немного теории (скажем, десяток-два слов и способ объединения их в осмысленную фразу, на что у вас ушло минут 15 времени), а затем приступили к устным тренировкам и практиковались в произношении часа полтора, до ощущения полного свободного владения материалом. Вероятно, вам захочется передохнуть минут 10, а затем захочется позаниматься ещё – ведь успехи вдохновляют на новые подвиги, не так ли? Но уж во всяком случае, вы будете помнить изученный материал и на следующий день, и через день. А уж через день можно брать в работу новый материал, тоже небольшую порцию.

Скажете – нереально? Возможно только при самообучении, что не слишком эффективно? Неверно. Возможно, вы пока ещё не знаете о курсе английского языка, который есть в сети центров Прикладного образования – в СНГ и в мире. Урок на курсе «English as a Second Language» построен именно таким образом: примерно 20% времени урока вы знакомитесь с теорией, а оставшиеся 80% времени – практикуетесь.

Здесь мы подходим к вопросу о квалификации преподавателя. Несомненно, он должен обладать способностью контролировать всю аудиторию и этому в Прикладном образовании обучают отдельно (каждый кандидат на должность преподавателя проходит специальное обучение). Что касается вопроса, является ли он носителем языка, мы придерживаемся мнения, что на начальном этапе изучения языка обучение у носителя мучительно как для преподавателя, так и для обучающегося – слишком велика пропасть, разделяющая их уровни знаний. Это как если бы вы приглашали Спивакова в качестве учителя музыки для своего ребёнка или Шумахера в качестве инструктора по вождению автомобиля для себя.

О деньгах и результате – коротко: если за год вы не смогли выйти на уровень знания английского, когда вы можете общаться с англоговорящими людьми, – вероятно это не тот курс, на котором стоит обучаться. Практика обучения на нашем курсе показывает, что практически любой взрослый человек, даже если он никогда не изучал английский, способен за год заговорить по-английски. Что касается оплаты – можно повторить старую знакомую фразу: «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи». Однако, это и не значит, что вы должны выкладывать целое состояние за час занятий языком. Здесь вам следует принять собственное решение, сформировать собственное мнение после изучения рынка услуг по обучению выбранному иностранному языку. И, что немаловажно, рассматривать стоимость в связке с качеством обучения. То есть с получаемым в конце результатом. Грубо говоря, оценить стоимость обретения способности объясняться в простых настоящем, прошедшем и будущем с использованием около 600 английских слов, например. Если вы по истечении трёх месяцев обучения всё ещё не можете общаться, а получили лишь способность заполнять пробелы в тестах... Здесь можно лишь только снова процитировать известное: «Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь». Но стоит ли тратить деньги и время?

Что следует сделать ещё, прежде, чем выбрать курсы, – приходите на ознакомительный урок и испытайте методику на себе. И избавьтесь, наконец, от английской немоты!