Четверть века мы строили новую школу! Мы строили, строили и, наконец, построили то, что назвать школой можно с большой натяжкой. Пичкали её всяческой техникой, поражали многочисленные проверяющие и контролирующие органы инновациями, экспериментировали с программами и учебниками, налаживали виртуальную связь между учителем и учеником.
Результат сей грандиозной стройки, сублимированный в сериале с одноимённым названием (я имею в виду сериал «Школа»), несколько месяцев кошмарил всю страну. Только вот всех почему-то жутко возмутили (напугали?) дети, то есть школьники-старшеклассники.
Как возмущались на многочисленных ток-шоу, диспутах и круглых столах оскорблённые до глубины души учителя и доблестные работники всяческих РОНО, ГОРОНО, министерств и требовали: «Запретить!». Они-то точно испугались больше всех. Это же результат их труда!
А лично мне было обидно, больно и страшно за учителей. На месте директоров школ собрала бы весь педколлектив в актовом зале и заставила просмотреть весь фильм без всяческих перемен и перерывов на чаепития с печенюшками. Чтобы посмотрели на себя глазами детей, которых учат и воспитывают, или только что отучили и воспитали (как режиссёра нашумевшего сериала).
Да, дети жестоки, циничны, озлобленны! В то же время они одиноки, несчастны, потерянны. А это уже вина взрослых: родителей и учителей! Но дети не безнадёжны! Режиссёр посветила-таки в самом конце тоннеля слабеньким фонариком, оставила крошечную надежду на то, что эти несчастные, уставшие к своим 16-17 годам от взрослой жизни дети способны измениться. Плачет и совсем по-детски зовёт маму униженная, половозрелая и уже изрядно потрёпанная Будилова. Способен на любовь и заботу циничный Епифанов. Да и Аня Носова тоже совершает Поступок. Детский (так ведь ребёнок совсем!), ужасный, трагичный, но поступок!
А вот учителя так и остались серой массой! Жующей печенюшки, оставляющей повсюду после себя крошки (как невидимые паразиты определяются только по оставленным экскрементам) серой массой. И вот это действительно страшно. Ведь если даже один ученик видит их именно такими, значит, есть такие учителя. И это главная проблема и настоящая беда современной школы! Нет безнадёжных учеников и неуправляемых классов! Есть безразличные к этим ученикам и классам бездарные учителя! И, к великому сожалению, их с каждым годом всё больше.
Какого учителя представляла нам литература и кинематография прошлого столетия (исключая истерию вседозволенности и гласности 90-х)? Доброго и чуткого, внимательного и терпеливого, талантливого и увлечённого, ищущего и сомневающегося: «Уроки французского» В. Астафьева, «Вам и не снилось» Г. Щербаковой, «Работа над ошибками» Ю. Полякова, «Доживём до понедельника», «Ключ без права передачи»). Учитель должен не только научить, дать знания, но и увлечь, зажечь, повести за собой, помочь.
Дистанция между ребёнком и учителем значительно меньше, чем между ребёнком и родителем, когда речь идёт о жизненном опыте, жизненной позиции. И это преимущество должно быть использовано настоящим учителем. Общение ребёнка и взрослых – очень важная составляющая становления личности. Какие взрослые окружают ребёнка? Родители и учителя! Значит, ответственность за ребёнка учитель несёт почти в равной степени с родителями. Многие ли из родителей могут похвастаться ежедневным 45-минутным общением со своим ребёнком? Чаще всего этот процесс сводится к вопросам: «Как дела в школе?», «Уроки сделал (или сделала)?».
В сумасшедшей гонке по осовремениванию системы образования совсем забыли про главную составляющую школы, забыли про учителя! А ведь ещё Розанов говорил, что «школа – это только и всецело учитель: учитель – во-первых, учитель – во-вторых, учитель – в-третьих, и только в-четвёртых, ещё что-нибудь…» Сегодня почти каждая даже очень сельская школа может похвастаться интерактивными досками, компьютерными классами и интернетом в каждом кабинете, авторскими программами и ещё много чем.
А не хватает нашей школе Учителя, который «за всё ответствует, …творит не только «урок», но – по всеобщему ожиданию и по своей справедливой и бескорыстной вере – творит и обязуется сотворить и «душу ученика», самое восприятие, самое усвоение. Это – страшно тонко, одухотворённо, заботливо … Труд учителя – умственный, нервный; он и воспитательный, он и учебно-учёный» (Розанов В. Собр. соч.: Русская государственность и общество. М., 2003. С. 209).
Вот этой самой главной составляющей нет в сегодняшней школе. Нет учителя-друга, учителя-собеседника, учителя-наставника, учителя-советчика, учителя-помощника. Учителя нет! Есть преподаватели, для которых важны результаты проверок и открытые уроки, отчёты и показательные выступления, звания и надбавки (и не надо их в этом обвинять!). Хороший учитель давно стал неудобен школе.
Для хорошего учителя важен ученик, важен учебный процесс. Хороший учитель не отдаёт своих часов на репетиции и прогоны, не разрешает забирать со своих уроков учащихся для участия во всевозможных свистоплясках. Хороший учитель понимает, что ребёнок в школе – это не материал, не инструмент, не наглядное пособие для демонстрации достижений педагогического коллектива или чиновничьего аппарата министерства образования с целью получить очередную галочку или очередной гранд.
Деятельность учителя более утончённая, деликатная, чем деятельность профессора или другого какого-либо учёного. Профессор не ответственен за то, как усвоится лекция. Его задача – указать направление для поиска и получения знаний, сориентировать слушателей и преподнести своё видение проблемы, темы, вопроса…
Учитель же должен научить ориентироваться, научить задаваться вопросом и находить ответ. Научить ! Мало того, учитель должен обучать, воспитывая (или обучая, воспитывать)! Вот оттого-то и умерла наша школа, что не осталось в ней таких учителей...