Чем опасны школьные учебники? Убойная сила слова

«Какие они счастливые! О них узнает вся страна», – мечтательно сказала семиклассница из подмосковной Балашихи на похоронах трех своих одноклассниц, которые, взявшись за руки, выпрыгнули из окна квартиры на девятом этаже...

Ассоциативная память напомнила этот случай во время чтения учебника Бунеевых по литературе «Путь к станции «Я» для 7-го класса. Интерес к книге был подогрет случайной фразой мамы семиклассницы о том, что дети скачивают из Интернета полную версию «Синей травы» – дневника наркоманки, фрагмент из которого изучается на уроке.

Неплохая рекомендация! А еще говорят, что современные дети мало читают!

Заинтригованная, отправляюсь в Интернет за «Синей травой». От своих комментариев воздержусь, но приведу пару, под которыми готова подписаться:

«Бьет по мозгам сильно, конечно. Но впечатление неоднозначное – своему 12-летнему сыну, скорее всего, читать не дам. Если мне стало страшновато, то подросток может запомнить в этой книге совсем другое – прикольные улеты и свободный подростковый секс под наркотиками».

«Сильно сомневаюсь, что это – подлинный дневник пятнадцатилетний американской наркоманки. Слишком литературно, слишком смачно описаны ощущения американской школьницы, употребляющей наркотики, потерявшей девственность и озабоченной возможной беременностью, ушедшей из дома и испытавшей самые страшные унижения и надругательства за дозу наркотика».

Действительно, о чем еще думать нашим семиклассницам. До ГИА и ЕГЭ еще далеко… Бедные дети! Уж лучше пусть прогуливают уроки и получают двойки за невыученные уроки, чем изучают такую литературу!

Многие люди наивно считают, что самое лучшее воспитание – это запугивание. Прочитает подросток о страшном конце сверстника, который не слушался родителей – и будет слушаться. Авторы уверяют, что чтение такой литературы – своего рода профилактика наркомании, а также алкоголизма, нежелательной беременности и СПИДа.

Это справедливо для определенной категории подростков, например, тревожно-мнительных. Демонстративных такое чтиво может спровоцировать на поступки, от которых взрослые так неуклюже стараются их оградить. Кстати, демонстративных подростков сейчас намного больше, чем 10-15 лет назад.

Сквозной персонаж, ведущий ребят по страницам своих дневниковых записей – студент Алексей, лет на пять-шесть старше своих подопечных. В юности пять лет – целая вечность. Алексей, по замыслу авторов, ищет смысл жизни и вовлекает в это занятие семиклассников.

Кроме «Синей травы», семиклассники должны прочитать фрагменты «Былого и дум» Герцена, наводившего тоску еще на их родителей; «Детства» Толстого и Горького; «Мне скоро шестнадцать» М. Цветаевой (семиклассникам, кстати, на три года меньше); Ш. Бронте «Джен Эйр»; жесткий рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки»; «Слепой музыкант» В. Короленко; дневник Анны Франк «Погибель»… Не уверена, что все эти тексты семиклассники станут разыскивать в Интернете и библиотеках с таким же энтузиазмом, как «Дневник пятнадцатилетней наркоманки».

Читать и анализировать в течение года произвольно выхваченные отрывки из чужих дневников и мемуаров – удовольствие на любителя. Должна же быть в этом какая-то сверхзадача? Что объединяет авторов разных эпох и стран, собранных на страницах учебника, который, по замыслу авторов, должен помочь подростку пройти путь до станции «Я» через полустанки «Я и детство», «Я и другие», «Я и мир»?

Герои большинства текстов, включенных в хрестоматию, трагически погибают в подростковом возрасте. Остальные испытывают нравственные потрясения, которые накладывают отпечаток на всю их жизнь.

Из заключения Российской академии образования о работе экспериментальной площадки Российской академии образования «Образовательная система «Школа 2100»» и использовании ее в широкой практике: «…учебники формируют у ученика целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач…»

Целостная система знаний подростка о себе и своем месте в мире на страницах учебника выглядит очень однобоко и безрадостно: конфликты, болезни, грязь, насилие, непонимание окружающих, смерть… Зачем все это? Чтобы вогнать читателей в депрессию, откуда один шаг до раскрытого окна? «Убойная сила слова» очевидна: предсмертные стихи Есенина спровоцировали эпидемию самоубийств.

Стихотворение А. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный». Вопросы к учащимся: О каком душевном состоянии поэта говорят строки стихотворения? Найди философские размышления поэта о жизни. Что его заставляет страдать? В чем видит поэт свое предназначенье? Попробуй доказать на примере прочитанных тобою произведений А.С. Пушкина справедливость последних строк второй строфы.

Последние строки второй строфы звучат так:

…Душу мне наполнил страстью,Ум сомненьем взволновал?...

Непонятно, что ребята должны здесь доказывать. Предвкушаю анализ знаменитого поэтического диалога Пушкина и Филарета. Интересно, что думают о нем школьники, как воспринимают стихотворение, написанное поэтом в свой 29-й день рождения, блистательный ответ митрополита и ответный ход Пушкина – стихотворение «В часы забав иль праздной скуки»? Считают ли они ответ Филарета пародией на пушкинские стихи или палинодией, то есть отрицанием того, что сказано в оригинальном тексте?

Ничего этого нет. Вопросы, заданные поэтом в минуты уныния, тяжелыми гроздьями повисают над бедными головами семиклассников. Вероятно, чтобы закрепить полученный эффект – стихотворение Н. Огарева «Хандра»:

Бывают дни, когда душа пуста:Ни мыслей нет, ни чувств, молчат уста,Равно печаль и радости постылы,И в теле лень, и двигаться нет силы.

Напрасно ищешь, чем бы ум занять, -Противно видеть, слышать, понимать,И только бесконечно давит скука,И кажется, что жить – такая мука!

Затем – «Пока горит свеча» А. Макаревича, лучшая, на мой взгляд, песня «Машины времени», которая в стихотворном виде теряет многое, если не все. Вряд ли когда-нибудь Андрей Вадимович мечтал попасть в учебник литературы для 7-го класса.

Итоговой работой по данной теме должно стать лирическое размышление «Бывают дни…». Чтобы задать мыслям ребят правильное направление, водитель по учебнику студент Алексей читает любимое место из дневника Печорина: «Что ж? Умереть так умереть: потеря для мира небольшая: да и мне самому порядочно уже скучно».

Авторы учебника не обманули. В книге есть и «строгая логическая последовательность, оригинальность композиции, единство нравственной проблематики, наличие внутренней ассоциативной и смысловой взаимосвязи всех разделов». «Логично» и «последовательно» детей ведут в трясину уныния. «Нравственная проблематика» сводится к актуализации негативных переживаний.

Есть в учебнике и светлые страницы, такие как «Алые паруса» А. Грина. Но они растворяются в массе тенденциозно подобранных литературных произведений, показывающих картину мира, в котором не хочется жить.

Знакомый издатель говорил, что издательский бизнес по доходности занимает третье место после торговли оружием и наркотиками. По «убойной силе», наверное, тоже.