Обучение – немаловажная часть нашей жизни. Люди, достигшие более-менее значимых результатов за свою жизнь знают, что важно учиться постоянно, а не только в школе и институте, да ещё, может быть на курсах английского языка или повышения квалификации , автовождения и прочих действительно жизненно важных для вас. Однако то, как мы все обучаемся, имеет значение.
Замечали ли вы когда-нибудь, что не так уж редко те, кто имел посредственные успехи в школе, бывают довольно неплохо устроены в жизни? И, наоборот: те, кто в школе был замечательным учеником, выходя в «свободное плавание» по жизненным просторам, порой терпит крах или живет не так уж хорошо и радостно. Почему так происходит?
И связано ли это с образованием?
Как оказывается, связано непосредственно. Только давайте с вами разделим эти два такие схожие понятия: обучение и образование. Эти два очень синонимичных понятия часто употребляют как замена одно другому, но именно так и возникают запутанные идеи и непонимания с очень разнообразными последствиями. Кстати, знаете ли вы, что древние китайцы, прежде, чем сесть за стол переговоров, чтобы решить какие-то вопросы или разрешить споры, вначале давали определения всем словам, которые использовали в обсуждении? Порой споры разрешались тут же, как только слова были определены. Впрочем, это небольшое отступление. Вернёмся же непосредственно к теме нашего обсуждения.
Обучение и образование. К сожалению, современные словари определяют эти термины практически одинаково – как процесс усвоения знаний и как результат этого процесса. Если мы посмотрим на эти два слова, то, возможно, вы согласитесь, что если разделять эти понятия, то слову «обучение» больше бы подошло определение учебной деятельности, как процесса: человек проходит обучение, находится в процессе обучения, то есть учится. Идёт процесс. Слову же «образование» больше подходит результат той деятельности, которой был занят тот, кто учился. Человек получил образование, в результате обучения он стал образован. Образование – это то, что человек имеет, результат.
Если Вы не согласны с таким делением, давайте договоримся (как древние китайцы) использовать эти два слова по крайней мере на протяжении этой статьи именно в этих значениях: обучение – как процесс и образование – как результат процесса обучения.
Итак, в начале статьи мы обратили внимание на то, чем различаются «тупица» и «отличник» (в дополнение к оценкам их знаний вообще и в их аттестатах в частности). Но разве они могут быть чем-то похожи? Если вы присмотритесь пристальнее, то увидите, что и один, и другой испытывают порой одну и ту же проблему: они обучаются, но не получают образования. Один обучается – ходит на занятия, получает оценки своих знаний, обычно низкие; другой обучается – тоже ходит на занятия и делает все домашние задания, получает обычно очень хорошие оценки, но ни один, ни другой, если их попросить применить полученные в учебной аудитории (классе школы или аудиториях и лабораториях института) знания, не смогут этого сделать!
Ни первый («лентяй»), ни второй («трудяга») обычно не особо утруждают себя пониманием того, что предлагает им их учебный план. Один просто не желает «тратить время попусту» на «не нужные ему» предметы, второй – просто зазубривает текст учебника или заучивает схемы решения стандартных задач (пусть даже большое количество схем, но задачи-то типовые, да пара-тройка нестандартных, чтобы «блеснуть умом» при случае). Вот и получаем у двух таких непохожих типов людей совершенно одинаковый конечный результат.
Вы спрашиваете – почему же всё-же некоторые «троечники» в жизни устраиваются совсем неплохо? Но ведь и «отличники» часто становятся успешными людьми. И здесь тоже ответ по сути один: выигрывают только те, у кого действительно есть образование, кто умеет что-то делать, получать качественный, хороший продукт. «Троечник» становится отличным автомехаником, потому что досконально изучил как надо ремонтировать автомобиль, знает хитрости и премудрости этого дела, он его понимает. «Отличник», который не зубрил, но понимал суть предмета, потому смог разработать новые материалы, технологии или как-то ещё проявить свои навыки и умения, которые очень нужны другим людям. Образованные люди – всегда в выигрыше.
Как же получить настоящее образование? Почему так случается, что два человека учатся в одной школе, даже в одном институте, но у них разные успехи и разный результат их обучения? Только ли от «способностей» и «таланта», «генов» и «наследственности» зависит судьба человека, можно ли как-то повлиять на результат или всё предрешено? Если вы считаете, что всё уже определено изначально и ничего нельзя изменить – что ж, посмотрите на соломинку, плывущую по течению: любое случайное препятствие способно её «убить». Или посмотрите на байдарочника в бурном горном потоке. Он сможет выжить даже в сложных условиях. Он хорошо обучен, а потому может управлять тем, что «соломинке» кажется неподвластным.
Чтобы получить настоящее образование, кроме того, что у вас должно быть стремление знать и понимать, вам неплохо бы владеть тем, как преодолевать препятствия, неизбежно возникающие в процессе обучения любому предмету. Как наш байдарочник, который может справляться с препятствиями, потому уверенно движется к цели и, несомненно, достигнет её. Знаете ли вы какие бывают препятствия в обучении? Можете перечислить все по пунктам? Можете назвать, как проявляется каждое из них? А как устранить эти препятствия, чтобы исчезли и их проявления?
Не расстраивайтесь, если вы не можете ответить на эти вопросы. Ведь эта информация – не тайна и вы всегда можете её получить, пройдя обучение на курсах Прикладного Образования и обучившись Технологии обучения, а также вы всегда можете узнать об этой технологии, о препятствиях в обучении и способах их преодоления на бесплатной воскресной лекции Прикладного Образования.
Обучайтесь с результатом, будьте образованы!