Многие мамы знакомы с ситуацией, когда именно машинкам отдается предпочтение в играх мальчиков, а все предложения «посмотри, какие замечательные геометрические фигуры!» или «давай поставим эти разноцветные кубики по величине!» просто отвергаются ребенком как неинтересные.
Когда нашему младшему сыну исполнился год, я с энтузиазмом неофита (столько новых и ярких пособий теперь можно купить!) приступила к «введению понятий». Цвет, форма, количество, размеры – для всего этого были приобретены отдельные наборы фигур, вкладышей, пирамидок, рамок…
Меня очень обижало нежелание малыша играть такими чудесными (на мой взгляд) вещами, тогда как катать машинку, тогда еще существующую в одном экземпляре, он мог довольно долго.
С этой машинки и началась наша эпопея. Теперь домашний «автопарк» пополнился до устрашающих размеров, есть, конечно, и другие игрушки, но они в основном служат дополнением к парку машин.
Я часто рассказывала «соседкам по песочнице» о наших нестандартных методах знакомства с окружающим миром. Одна мама даже попросила продиктовать ей некоторые моменты, так как будучи IT-инженером вообще смутно представляла себе, как именно нужно играть с ребенком, чтобы чему-то его научить. Именно тогда и родилась у меня идея написать про наши «машинные» опыты – вдруг действительно пригодится кому-то еще!
Как все начиналось, или разноцветные машинкиСамая первая машинка, купленная заботливым папой, была сделана из металла и окрашена в ярко-желтый цвет. С неё все и началось, как я уже говорила. Годовалый сын просто катал её туда-сюда, задумчиво разглядывая крутящиеся колеса.
Я, памятуя о том, что цвет – один из первых «маркеров» окружающего мира и не находя должного отклика малыша на мои попытки подсунуть пирамидку вместо машинки, просто прикупила еще три машинки (натурального тона) – синюю, красную и зеленую; и очередную пирамидку – деревянную, с пятью кольцами четырех основных цветов. Наш годовасик был в восторге от машинок, пытался катать их все сразу, сам, без показа, выстроил их друг за другом «паровозиком». И в первый день я не мешала ему играть – иногда это тоже важно.
Наутро сын снова увлеченно катал свой «автопарк», и тут уж я потихоньку подключилась. Разобрав пресловутую пирамидку на кольца, я просто… положила желтое кольцо на крышу желтой машинки и подкатила к стержню пирамидки. Сын очень внимательно наблюдал за моими действиями, не делая попыток вмешаться. Медленно подъехав, машинка «сгрузила» колечко на стержень пирамидки и вернулась к малышу. Сопровождая весь процесс водружения соответствующими звуками и словами: «Желтая машинка привезла желтое колечко для нашей пирамидки», я повторила то же самое с машинками других цветов и оставшимися кольцами.
Внимание ребенка на размере колец я не акцентировала, но сама нанизывала правильно – от большего к меньшему. Играли мы долго – минут десять, к концу игры малыш сам подавал мне машинки, а я только колечки сверху прикладывала, подвозила к стержню пирамидки и собирала её. В течение дня я больше не играла с ним, но и машинки, и кольца были «в свободном доступе», и ребенок как-то сам с ними возился. Правда, он не делал никаких попыток собрать пирамидку, что меня немного огорчило в тот момент. Но уже через несколько дней наш годовасик сам пытался собирать пирамидку, не учитывая, правда, размеры колец совершенно!
Как мы размеры изучалиИспользуя игры с машинками и пирамидкой, я вновь попыталась «внести элемент дидактики» – научить малыша «соотносить величину предметов». Нанизывая кольца, я проговаривала их размер, а не цвет, потом решила попробовать вкладыши и бочата. Но сынок и тут внес коррективы – ему было совершенно неинтересно вкладыши вкладывать просто так! Зато когда я, купив еще два грузовичка (больше-меньше), стала «подвозить» бочата и те же вкладыши – сразу же подхватил инициативу.
Тогда же (по моим записям в «Мамином дневнике» выходит – в 1,3 года) я сказку «Три медведя» рассказывать начала, используя три миски, чашки, ложки и набор пальцевых персонажей для кукольного театра. Бесконечно повторяя «большая – поменьше – маленькая» и «маленькая – побольше – большая», я и тут машинки привлекла: после показа сказки просто играла с малышом в машинки, рассаживая медведей и раскладывая атрибутику по размерам в соответствующие кузова.
Интересно, что «соотнесение предметов по признаку» проходило достаточно успешно в том случае, когда в игре были использованы машинки, и совершенно игнорировалось ребенком при использовании «дидактических пособий».
Машинки в окружающем миреЛето нашего уже полуторагодовалого сына тоже без транспорта не обошлось. Именно машинки помогли нам ввести в активный словарь такие слова, как «травка», «песочек», «камешки», «вода». Мы даже опыты ставили, почему машинка из металла тонет, а пластиковая плывет.
Соотносить размеры коробочек и крышек к ним вновь пришлось через машинки – игра называлась «закрыть гараж». Я использовала набор круглых коробочек из «Икеи», коробку из-под обуви и пластиковый контейнер с крышкой. Машинки соотносились как по цвету (желтый гараж для желтой машины и такого же цвета, такую же дверцу к гаражу подобрать), так и по форме (прямоугольный гараж для грузовичка, и такой же формы, такую же дверцу найти).
Нанизывание на шнурок разных фигурок без транспорта тоже не обошлось: малыш сосредоточенно продевал в дырочки… веревочку от большого самосвала! А когда потом все шарики-кольца с грохотом сваливались при дальнейшей транспортировке – от души хохотал и с удовольствием повторял эксперименты!
Втулки разных форм и цветов были обнаружены мною на большом пластмассовом грузовике с отверстиями подходящих форм, на гранях разного цвета – просто купили и играли. А вот с размерами отверстий и соотнесением их с размерами игрушек (конечно же, машинок), было сложнее: пришлось изобретать чудо-коробку, обклеивать её и прорезать на разных гранях дырки разной величины. В самую большую из них можно было вполне и грузовик протолкнуть, а для самой маленькой только «гонка» и подходила. Крышка с коробки снималась, машинки «выезжали из гаража» и все повторялось снова.
Потом, к Новому году, мы и до определения высоты доросли – построил папа нам гараж из конструктора, а все ворота в него – разной высоты. Загоняя в гараж автобус или машину, наш малыш просто поворачивал его в поисках подходящего по высоте проема. К двум годам наш ребенок вполне справлялся с заданиями «на классификацию»… транспорта, разумеется. Уверенно различал и показывал самосвал, грузовик, «Скорую помощь», гонку, мог отличить трактор от экскаватора. Само собой возникло и закрепилось понятие «скорость движения».
Но развитие малыша должно быть гармоничным, и мне снова пришлось изобретать игры и упражнения – теперь уже для обучения счету, аппликации, лепке и рисованию. Я сохранила записи и фотографии, и обязательно расскажу о наших транспортных экспериментах в следующей статье.