Что необходимо помнить при написании сочинения? Несколько советов

Сочинение – едва ли не самое сложное задание в школах и на экзамене. По статистическим данным о результатах ЕГЭ-2008, самый низкий средний балл имеет экзамен по литературе.

При поступлении в ВУЗы любят давать сочинение по литературе. Это не удивительно: сочинением можно очень точно проверить способности ученика, его интеллектуальный уровень в целом. К примеру, если будущий студент щелкает задачи по физике, словно орехи, но пишет слово корова через а, это говорит о его одностороннем развитии, однобокости и низком культурном уровне, а это, согласитесь, не очень хорошо.

Кроме того, сочинение очень трудно списать: мало того, что на экзамене придется слишком часто подглядывать шпаргалку, так еще нужно найти источник, из которого это сочинение нужно прежде «слизать».

Проблема в том, что даже сидя дома, обложившись справочниками, бабушкой, старшей сестрой, Интернетом, книгой «Сто\пятьсот\тысяча золотых\бриллиантовых\бесценных (нужное подчеркнуть) сочинений» и прочими ценным (и не очень) артефактами, вы все равно не напишете хорошего сочинения.

Если вы совсем профан, вам просто не хватит умения правильно списать хотя бы на «4». А если вы считаете себя достаточно эрудированным и «4» вас не устроит, то вы просто не найдете нигде из вышеперечисленных источников достойного, неповторимого сочинения, не пестрящего забитыми и надоевшими фразами: «…поэт – пророк, что Гоголь высмеял порядки, что Фамусов – скупой и гадкий. А Чацкий – больше не ездок!» (Борис Салибов, «Сочинение»)

В связи с этим мой первый совет. Можно и даже, наверное, нужно пользоваться справочниками и читать уже написанные сочинения, чтобы хорошо написать свое собственное. Но «скатывать» оттуда не надо: по-настоящему хорошие работы просто так не найдешь, да к тому же, если вы читаете сочинение и хотите переписать из него пару фраз, это означает, что, скорое всего, огромное количество людей до вас делало то же самое, и еще столько же сделает потом. Пусть такие справочники станут для вас руководством «Как не надо писать».

Попробуйте мыслить по-другому. Старайтесь употреблять необычные фразы. Только не переусердствуйте. Помните, что Салтыков-Щедрин, помогавший гимназистам справиться с домашней творческой работой, однажды и сам получил «неуд». Всегда аргументируйте свое мнение. Взгляните на произведение со своей точки зрения, ведь вы неповторимы и ваше мнение просто обязано не совпадать с мнением большинства, правильно?

Второй совет. За порывами креативности надо не забыть, чего же собственно от вас хотят. Главное – это раскрыть тему. Иногда полезно сформулировать для себя тему сочинения как вопрос, на который вы будете отвечать. Например, если тема звучит как «Проблема “омертвления” души в романе “Обломов”, то вопрос будет звучать так: «В чем проблема…». Очень часто ученики начинают пересказывать текст, вместо того, чтобы анализировать нужные эпизоды.

Третий совет. Сочинение, как ни странно, надо начинать писать с конца. Тогда вы точно обозначите, к чему же вы должны подвести в итоге свое рассуждение, а написав основную часть, вы сможете написать вводную, чтобы заявленное не отличалось от того, что же вы в результате написали.

Четвертый совет. Немного о практической стороне проблемы. То, что в сочинении не должны повторяться слова и надо использовать как можно больше средств выразительности, это ясно. Но если вам предстоит работать не дома, полезно напомнить себе сложные правила русского языка (одно и два Н в отглагольных прилагательных и причастиях, пре- и при- в прилагательных и т.п.); взгляните в словарях современного русского языка на написание новых слов из экономики и политики – на выпускных экзаменах в школах и вступительных испытаниях в вузах применяются не литературные, а публицистические тексты аккурат по этой тематике.

Если вы пишете дома, то не ленитесь заглядывать в словарь синонимов: там могут попасться интересные слова, которые вы знаете, но могли забыть. Очень хороший сайт – www.gramota.ru

Пятый совет. Выбирая тему, не раздумывайте долго. «Ваша» тема – это «любовь с первого взгляда». Однако, если вы не можете в нужный момент обратится к тексту, то есть, если пишете сочинение не дома, то нужно выбрать произведение, которое запомнилось больше всего – без опоры на текст сочинение написать вообще невозможно.

Шестой совет. Похож на первый. Перед вам чистый лист, и никто не сможет написать на нем то же самое, что и вы; одинаковых людей не существует! Но почему-то тот, кто проверяет сочинения, засыпает на третьей тетрадке – все одно и то же, из года в год. А вы могли бы читать не самое интересное произведение из года в год, десятки раз? А бедный преподаватель должен. Знаете, как он обрадуется, если увидит ваши мысли, а не чужие, давно ставшие общими?

Седьмой совет. Ну, и последнее. Когда вы только читаете произведение, слушаете учителя или читаете мнения об этом произведении, постарайтесь после отвлечься. Подумайте сами над освещенной проблемой: что думаете об этом вы? Может, в вашей жизни есть что-то похожее? Наверняка вы имеете по этому поводу свои мысли, по-другому и быть не может. Самостоятельно осмысливая произведения, вы заранее ограждаете себя от стандартного понимания текста, сразу вырабатываете собственную точку зрения.

Да, сколько бы вы ни читали статьей «Как писать сочинения?», лучше писать вы не станете, если не захотите. Никто не может дать вам такие советы, прочитав которые, вы станете писать на «отлично». Тем не менее, я надеюсь, что моя статья подарила вам веру в себя и свои силы и хотя бы отчасти помогла вам. Удачи!