Как только мы просыпаемся утром в своей постели и открываем глаза, умываемся и выпиваем утреннюю чашку кофе (чая, свежевыжатого сока и т.п. напитков, способствующих тому, чтобы привести тело и разум в бодрое состояние), мы окунаемся в мир забот, задач и проблем. С ежедневными заботами мы справляемся достаточно легко. Если, конечно, нас не одолевает лень и усталость. Задачи (домашние, рабочие, – не те, которые написаны в учебнике по математике, хотя и их тоже можно включить в перечень) мы также решаем – какие-то быстрее и лучше, какие-то не так успешно и дольше.
Проблемы – это те же задачи. Но они носят угрюмую окраску тяжёлого бремени. Это сложные задачи, которые тяготят нас, которые мы не можем решить сразу, то, что мешает нам жить.
Можно ли что-то сделать, чтобы тяжёлые проблемы решались легче, чтобы жизнь стала приятнее и легче? Можно. Но обо всём по порядку.
Давайте посмотрим, чем простые задачи отличаются от сложных проблем. Возможно, это даст нам ключ к решению? Например, с задачей приготовления обеда каждая хозяйка справляется с большей или меньшей степенью успеха. От чего зависит успех? От знания того, где купить нужные продукты, какими качествами они должны обладать, как их правильно приготовить. Заметим, здесь выручает знание, осведомлённость. Конечно же, на одних знаниях далеко не уедешь – без опыта, на одной теории обед не сварить! Но первоначально – нужны знания. Без них и опыт невозможен.
Но, может, это не общий закон? Может, в других областях жизни с задачами и проблемами происходит как-то по-другому? Но ведь нет! Прежде, чем затеять ремонт в доме, надо знать, сколько и каких материалов понадобится для него, во сколько они обойдутся. Даже если вы не собираетесь делать ремонт самостоятельно, нужно бы знать, кого стоит, а кого ни в коем случае – приглашать в свой дом для ремонтных работ. «Если вас интересует результат!» – как говорил в своём известном монологе Михаил Жванецкий. Приведите свои случаи из жизни, убедитесь в том, что вначале всегда идёт знание. Если мы знаем, как что-то делать, то мы решим поставленную задачу. Хуже ли, лучше ли, но решим.
Что же происходит, когда решения нет. Тут мы говорим: «У меня проблема». Проблема. Задача, которая пока не имеет решения. Почему решения нет? Мы не знаем его. Как узнать? Исследовать область, искать подобные случаи, пытаться разными методами нащупать способ, который нас приведёт к избавлению от проблемы. Как назвать это иначе? Сам процесс поиска решения – то, чем занимаются учёные и исследователи, – это область науки. Когда решение найдено и описано, – мы попадаем в другую, более широкую и известную нам всем область – обучение.
Купили новую кофеварку, а она отказывается варить вам ароматный кофе с пенкой, выдавая вместо этого какую-то бурую полупрозрачную жидкость с лёгким запахом кофе, а в процессе приготовления сама кофеварка больше похожа на гейзер, из которого во все стороны идёт пар и брызжет кипяток? Обучитесь, как правильно с ней работать. Просто прочтите инструкцию и обучитесь. Не всегда «метод научного тыка», так любимый русскими людьми, срабатывает на сложной технике. Ребёнок капризничает, когда надевает ботинки со шнурками, которые вечно запутываются? Вы знаете: капризы пройдут, как только он обучится этой сложной для него поначалу операции. Никак не получается прийти к взаимопониманию в семье? Обучитесь тому, что нужно делать, чтобы этого достичь.
В случае с последней проблемой порой нам может казаться, что тут полный тупик, что решения не существует. Но посмотрите на историю. Не ту историю войн, которую преподают нам в школах. На историю развития человечества. Человеку было холодно – он научился добывать огонь и греться. Было темно – научился вырабатывать свет. Было голодно в какие-то периоды года – научился сберегать запасы: консервировать, замораживать, вялить и сушить. Хотелось выделиться среди других – научился говорить захватывающие речи или шить очень красивую одежду, или делать привлекательный макияж и причёски. Хотелось передать знакомым или не знакомым людям истории как можно реалистичнее – научились делать кино и видео в цвете, с объёмным звуком, а также показывать объёмное изображение, уже теперь кое-где научились передавать и запах. Суть в том, что небольшая группа людей обычно что-то разрабатывает, а затем решать проблему может каждый, кто обучится решению.
Итак, вот и ответ на вопрос, стоящий в заголовке сегодняшней статьи. Возможно, вы не обладаете способностями и талантами Энштейна, чтобы найти решение проблемы и дать его людям. Но что вы точно можете сделать – это обучиться тому, как решать проблемы, способы решения которых уже найдены. А ведь способы решения найдены для огромного количества проблем. Мало того, есть мнение, что неразрешимых проблем нет. Или, как любила говорить моя подруга – «из каждой безвыходной ситуации существует как минимум три выхода». Итак, чтобы уметь решать проблемы, нужно этому научиться.
Проблема в том, что не берут на высокооплачиваемую работу, о которой вы мечтали полжизни, из-за того, что у вас нет навыков общения на английском? Приходите на курс разговорного английского «English as a Second language», обучитесь и получите желаемое!
Есть сложности в самом процессе учёбы? Другим почему-то удаётся схватывать материал куда быстрее, чем вам? Научитесь тому, как учиться быстро и эффективно. Не можете понять, что же не так с учёбой у ребёнка, почему у него не получается быстро и правильно делать домашние задания? Узнайте о том, с какими препятствиями сталкиваются обучающиеся в процессе учёбы, научитесь их находить, помогите себе и другимсделать учёбу приятным и увлекательным занятием!
Жизнь представляет собой белые и чёрные полосы, как зебра? Настоящие «американские горки»? Узнайте, что может быть причиной такого состояния и научитесь с ним справляться, поворачивать ситуацию в выгодную вам сторону. Или немного другая ситуация: всё шло вполне нормально, потом дела пошли немного хуже, затем всё снова вроде бы стало получше, затем вы вдруг взлетели на вершину успеха, после – потихоньку свалились в прежнее «нормальное» состояние. И всё бы ничего, но расстраивает лишь то, что вы совершенно не можетеконтролировать эти состояния – они неподвластны вам – ни выбирание из ямы, ни удержание на вершине… Казалось бы, вы постоянно делаете одно и то же, всё время одинаково стабильны в своих действиях и реакциях на внешний мир, но почему же тогда дела идут так неровно? Обучитесь! И вы будете точно знать, что делать, чтобы быстро подняться и как удержаться на вершине успеха – в какой бы области жизни это с вами не происходило: бизнес, семья, выращивание помидоров на приусадебном участке…
Или, может быть, дети вам доставляют много хлопот, которые не всегда бывают радостными. Вы бы и рады им помочь справиться с их проблемами, и хотели бы избавиться от трений, которые возникают между вами, да не получается без конфликтов. Ответ и на эту проблему тот же – обучитесь тому, как жить и работать с детьми с наибольшей для вас и для них пользой.
Научиться эффективно учиться, а также пройти некоторые другие курсы Прикладного Образования можно будет с 5 по 25 января 2009 года в Москве, во время специально организованного цикла обучения. С 5 января также возобновляется проведение бесплатных вводных уроков нашего курса английского языка «English as a Second Language», а также набор в новые группы.
Научитесь учиться и обучитесь справляться с проблемами в обучении и в жизни! Пусть жизнь ваша станет радостнее и приносит удовольствие. Освободитесь от проблем и будьте счастливы!