«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Соглашаясь со словами классика, можно сказать, что любые перемены в системе образования касаются всех.
Сейчас у тех, кто имеет отношение к высшей школе (в том числе у таких, как я, студентов), на слуху словосочетание «Болонский процесс».
Но если вузовские преподы имеют представление о том, что это такое, то большинство студентов и абитуриентов пребывают в блаженном неведении. А ведь перемены, которые несет подписание Болонского соглашения, уже очень скоро могут стать нашей проблемой.
Проявив некоторый интерес к Болонскому процессу, я выяснила, что его начало положено в 1999 году, когда министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация.
Целью этого начавшегося движения является реформирование национальных систем образования в соответствии с определенными общими международными требованиями до 2010 года.
Россия официально включилась в Болонский процесс в 2003 году. Главным инициатором этого был Санкт-Петербургский университет. Некоторые крупные российские вузы уже начинают реализовывать принципы Болонской декларации. Среди них – ГУ ВШЭ, Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет), Московский государственный университет, Российский университет дружбы народов, МГТУ им. Баумана, СПбГУ, СПбГУ ИТМО, ННГУ, Томский государственный университет.
Хотя вхождение в Болонский процесс больше выгодно крупным вузам Москвы и Санкт-Петербурга, в перспективе подразумевается включение в него всех высших учебных заведений, в том числе и провинциальных.
Одно из самых интересных для студентов требований Болонской декларации – введение международного приложения к диплому. Это приложение обеспечит выпускникам вузов признание этого диплома в любой из стран-участниц Болонского процесса, что означает перспективу продолжать учебу или получить работу в любой из этих стран (сегодня их уже более 40).
И преподавателей, и студентов привлекает такой показатель, как повышение академической и профессиональной мобильности. Главная цель этой мобильности – дать студенту возможность получить разностороннее образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ к учебным заведениям и образовательным услугам. Преподаватели же рассчитывают на признание и подтверждение в трудовой деятельности периодов, проведенных в европейских странах для научных исследований, преподавания и переподготовки.
Визитной карточкой функционирования Болонского процесса в России становится система двухуровневой структуры вузовского образования: бакалавриат (в разных системах – от 3 до 4 лет) и магистратура (обычно 1-2 года).
Бакалавриат нацелен на то, чтобы дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки, короче, научить учиться. Магистратура предполагает более узкую и глубокую специализацию, ориентацию на научно-исследовательскую и преподавательскую работу. Причем уже бакалавриат дает законченное высшее образование. Предполагается, что выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на должности, для которых предусмотрено законченное высшее образование.
Болонским процессом предусмотрено также информатизация образования, развитие дистанционных технологий обучения.
Хотя кое-что, например, введение двухуровневой структуры дипломов (бакалавр + магистр), уже практикуется в некоторых высших учебных заведениях, к немедленному и полному вхождению в Болонский процесс Россия, конечно, еще не готова. Возможно, отечественная система образования потеряет некоторые свои достижения, особенно в плане содержания. Поэтому отношение к Болонскому процессу неоднозначное. Вопрос в том, чего будет больше – приобретений или потерь.