Сегодня поговорим об образовании традиционном и об образовании, которое можно получить с применением новых технологий. А также разберёмся, что же такое – эти новые технологии. Технологии ли это собственно образования или же те, которые только лишь используются в образовательной сфере. По определению, взятому из толкового словаря, технология – это «Совокупность приемов, применяемых в каком-л. деле». Другими словами – способ делать что-либо.
Ещё в прошлом веке Л. Рон Хаббард писал: «До сих пор не существовало ни технологии обучения, ни технологии образования. Это звучит как неправдоподобное, фантастическое утверждение, но это правда. Это правда. Существовала школьная технология, так сказать... но она имела не очень-то много общего с получением образования. Понимаете, существовала технология того, как вам ходить в школу, и как вам вести себя на уроках, и как вам учить детей ходить в школу, и как вам переходить из класса в класс, и как вам сдавать экзамены, и как вам проскочить колледж, и тому подобное. Существовал целый воз этой школьной технологии. Но вы должны видеть разницу между школьной технологией и технологией образования, – это первое, о чём я хочу вас попросить. Ведь образование на поверку очень редко имеет хоть что-то общее со школой».
И действительно – скажите, кто, где и когда учил вас тому, КАК нужно учиться? Вас когда-нибудь обучали способу, с помощью которого вы можете изучить любой предмет, любую дисциплину – будь то иностранный язык, танцы, математика или вождение автомобиля? Ведь что получается: человеку достаточно придти в школу (или другой какой-нибудь учебный класс или аудиторию) с тетрадкой, ручкой и, возможно, учебником, и что же? Мы называем его учеником! Но кто проверял, умеет ли он учиться?! Ведь не станете вы утверждать, что человек, севший в автомобиль, повернувший ключ зажигания, положивший руки на руль и поставивший ноги на педали тормоза и газа – водитель! Он не водитель – до тех пор, пока не научился водить и не доказал это на практике. В области обучения должно быть то же самое.
Если человек – водитель, он может справиться с любой дорогой, с автомобилем, достичь пункта назначения. Если ученик – действительно ученик (если он знает и умеет учиться, обучен этому) – он справится с учебником, с любым предметом и достигнет цели обучения – будет способен действовать в области знаний, которую изучал.
Итак, важно научиться учиться. Технология обучения, разработанная Л. Роном Хаббардом, позволяет достичь этого. Она доступна для изучения всем людям – на многих языках мира, адаптирована и для детей разных возрастов, и для родителей, и для учителей и преподавателей разных направлений.
Одна из частей этой Технологии – иметь цель при обучении чему-либо. Что касается труда преподавателя в этом вопросе – его задача дать ученику не просто информацию, которую он «складирует» в своей памяти, но также дать ему возможность оценить практическую ценность этой информации. Обучающийся (студент, аспирант, – «звание» не так важно) должен быть способен использовать даваемую ему информацию в своих расчётах. В школах не задумываются о применимости информации, потому из отличников часто получаются неадаптированные к реальной жизни «ходячие картотеки». Именно в этом кроется секрет отличия отличника-неудачника от троечника, ставшего, к примеру, успешным бизнесменом.
Есть ещё один момент, на который стоит обратить внимание. «Давайте посмотрим на образовательный процесс в том виде, как он осуществлялся, – пишет Л. Рон Хаббард. – Вы обучаете людей, говоря им, например: «У свиньи есть рыло». Им не нужно отвечать: «Да», – в классе должно быть тихо. Позднее вы проводите им экзамен, задавая вопрос: «Что есть у ______?», и они должны сразу же в качестве ответа написать: «У ______ есть рыло». Они должны суметь сразу же соотнести эти вещи. Так что это просто проверка их памяти».
Далее господин Хаббард обращает наше внимание на статистику самоубийств и разного рода нервных расстройств, которая существует в университетах. Про нервные срывы во время экзаменов известно всем, их можно наблюдать у дверей школ и вузов в экзаменационное время. Эту статистику бывает сложно получить, но всё это также можно увидеть своими глазами. Фактически, таким процессом «обучения-экзаменации», котоый описан в вышеприведённой цитате, учащегося ставят в жёсткие рамки, где он лишён права мыслить, делать выводы, лишён инициативы. Он должен ответить то, что от него ожидают услышать, иначе он «пролетит». Теперь становится ясным, почему инициативные «троечники» часто становятся начальниками бывших «отличников», а последние, в свою очередь, бывают похожими на машины для исполнения рутинных действий. Понятно также, отчего бывают срывы.
Все «охотники за головами» (работники кадровых служб организаций, отвечающих за найм персонала) знают, как сложно найти хорошего менеджера, который способен поставить дело, ставить рабочие задачи и решать их. Это можно было в своё время наблюдать в телепрограмме «Кандидат», где менеджеры участвовали в конкурсе на лучшего с правом занять высокооплачиваемую должность в крупной компании (первая программа «подбирала менеджера» для Аркадия Новикова, известного ресторатора, вторая – для Владимира Потанина, того самого, из «Интеррос»-а).
Суть в том, что для страны более важны люди, умеющие действовать. Люди, могущие выдавать знания, «блистающие эрудицией», такие, как туристические гиды – тоже бывают нужны. Но их способны заменить машины. Например, в Третьяковке довольно давно практикуют посещение музея с «гидом» в виде аудиомагнитофона. Желаете экскурсию с рассказом о творчестве Андрея Рублёва? Берёте кассету, вставляете в магнитофон, надеваете наушники и слушаете, путешествуя по залам, куда вас направит тот же голос диктора, который читает лекцию. Конечно, живому человеку можно задать вопросы. Если в его памяти находится много данных, он ответит вам на них. Сможет рассказать даже то, о чём вы могли не догадываться. И всё-же это мало отличит его от, например, поисковика в Интернете. Не обидно ли ощущать себя машиной, говорящим компьютером? На этом закончим рассмотрение «обучения», где учащихся превращают в «говорящие энциклопедии». Вернёмся к образованию прикладному.
Надеюсь, к этому моменту стало очевидным, что улучшение образования и повышение его качества лишь опосредованно связано с повышением оплаты труда учителей, с усовершенствованием технического оснащения классов, с компьютеризацией школ. «Именно улучшение способности студента учиться путём изменения характера и методики преподавания и является здесь нашей целью. – пишет Л. Рон Хаббард. – Да, это весьма интересная цель – изменить способность студента обучаться и усваивать данные, а также улучшить эту способность, лишь изменяя методику преподавания. Теперь вы видите: это само по себе довольно смелая попытка, ведь вы говорите: «Ну, я мог бы сделать так, чтобы материал по данному предмету было легче читать», или что-то вроде этого. А как насчёт того, чтобы изменить отношение самого студента к изучаемому предмету с помощью применяемого метода преподавания? Сейчас, занимаясь предметом под названием обучение, мы работаем над изменением отношения самого студента к изучаемому предмету с помощью метода, используемого при обучении».
Описанная здесь цель – это цель сети центров Прикладного образования: сделать так, чтобы студент (учащийся) проявлял инициативу в собственном образовании, нёс ответственность за своё обучение, обучался с интересом и покидал учебное заведение, владея практическими методами решения задач. Мы, в Прикладном образовании, достигаем этого. И увидеть это можно не только на курсе разговорного английского языка, который преподают в наших центрах и который эффективен потому, что в процессе обучения используется Технология обучения.
«Теперь, если мы осознаем, что образование не очень успешно, мы сделаем громадный шаг вперёд. А вот официальные лица, отвечающие за образование детей и взрослых, отказываются осознать этот факт, и поэтому, в действительности, не пытаются реально улучшить образование.Они обучают инженера тому, как строить мост, но после этого никого в этом университете не обязывают сидеть и наблюдать, как этот инженер строит мост, не говоря уже о том, чтобы пройтись по этому мосту. Итак, вы видите, что они, на самом деле, не смотрят, приводят ли их методы образования к успеху. Скажем, мы преподаём кому-то древнегреческий язык. Нет ничего плохого в изучении древнегреческого, однако затем преподаватель, в действительности, так и не становится свидетелем того, как его студент разговаривает с древними греками. Он не придаёт этому большого значения.Так что, возможно, одна из причин, по которой цивилизация не добилась существенного прогресса в этом направлении, заключается в том, что очень немногие предметы относятся к той категории, где студент применяет на глазах у преподавателя предмет, который ему преподают. Вы понимаете, о чём я?»Л. Рон Хаббард
Мы в ответе за будущее цивилизации. Звучит слишком громко? Произнесите это совсем тихо и вдумайтесь в смысл. Подумайте о своих детях. Вы можете помочь им быть более успешными и счастливыми. Вы можете изучить Технологию обучения и использовать её в своём обучении, помогать учиться детям, друзьям… Вы можете открыть свою школу, репетиторский центр, детский сад, курсы английского, центр обучения бизнесменов (в сети Прикладного образования в мире есть несколько таких центров). Выбор большой, выбор за вами. Ближайший цикл обучения пройдёт в «Прикладном Образовании СНГ», в Москве, с 4 по 24 августа 2008 года.
Приходите, обучитесь, откройте и создайте для себя и своих близких новый, более успешный мир!
В статье были использованы статьи Л. Рона Хаббарда, входящие в учебный курс для преподавателей «Как составлять контрольные листы».