Замечали ли вы когда-нибудь, что красные маки среди зеленой травы кажутся более яркими, чем в окружении желтых, оранжевых или красных тюльпанов? А вспомните осенний лес: его золотисто-оранжевая листва на фоне серых туч воспринимается гораздо менее насыщенной, чем на фоне ярко-синего неба. Оказывается, принцип резкого противопоставления помогает лучше оценить не только освещенность, но и окраску окружающих предметов.
Например, серый цвет приобретает в нашем восприятии от соседства с тем или иным цветом различные оттенки. Тот, что лежит на зеленом фоне, кажется красноватым, другой же, расположенный на красном, воспринимается как зеленоватый. Здесь мы наблюдаем явление так называемого цветового контраста, который связан с кажущимися изменениями, происходящими при восприятии соседних цветовых пятен.
Каковы же его основные формы?
При контакте двух красок так называемых «полярных цветов» взаимно усиливается их насыщенность. Так, красный квадрат на зеленом фоне кажется нам гораздо насыщеннее того, что лежит на оранжевом, родственном красному, хотя в действительности цветовые свойства обоих квадратов совершенно одинаковы. Бесцветная плоскость приобретает оттенок цвета, контрастный фону, окружающему эту плоскость.
Зеленый квадрат на синем фоне воспринимается с оранжево-желтым оттенком, а желтый на красном – с зеленоватым. Зная эти закономерности цветового контраста, можно успешнее решать вопросы цветовой гармонии и колорита. Ведь в природе краски гармонично объединяются благодаря таким факторам, которые художник не в состоянии использовать в своей работе. Прежде всего, это влияние единого источника освещения: солнца, луны, рассеянного света из окна или электролампы. Часто мы не замечаем такого влияния: лист бумаги кажется нам одинаково белым и при заходящем солнце и при «холодном» свете пасмурного дня, так как мы давно знаем, что бумага белая. Однако на самом деле источник освещения окрашивает все, на что падают его лучи, объединяя однородной окраской окружающую среду.
Влияет на краски натуры и воздушная перспектива. На близком расстоянии в живописной группе осенних деревьев можно различить множество цветов – от холодно-голубых до горяче-оранжевых. Но если отойти от рощи на километр, то все это многоцветье погаснет, и останется довольно равномерной окраски цветовое пятно.
Наконец, краски природы гармонизируют с помощью взаимного отражения, рефлекса. Обратите внимание на человека, одетого в оранжевую рубашку: стоит упасть на нее солнечному лучу, как шея и подбородок окрасятся в оранжевый цвет благодаря отражению от рубашки.
Одна из наиболее распространенных ошибок начинающих художников – попытка пассивно перенести краски изображаемых предметов на бумагу или холст. Они последовательно рассматривают отдельные элементы натуры, вне связи друг с другом. Потом так же последовательно переносят их на холст, забывая при этом, что на его плоскости нельзя использовать все возможности источника освещения, воздушной перспективы, взаимных рефлексов. На картине обособленно не воспринимается ни один оттенок. Одна и та же краска при перемене граничащих с ней цветов изменяет в нашем представлении свои цветовые качества.
Если вы занимались живописью с преподавателем, то, вероятно, не раз слышали от него: «Здесь возьми теплее, там – холоднее». «Тепло-холодные отношения», или «температура цвета», – явление с которым вы приходится достаточно часто встречаться. Поэтому стоит разобраться в его природе, прямо связанной с цветовым контрастом. Например, желтый квадрат на синем фоне будет казаться «теплее», чем на красном. Все здесь зависит от взаимодействия цветов. Красный несколько «теплее», чем желтый, синий – «холоднее»: в зависимости от «температуры» фона меняется и воспринимаемая «температура» желтой краски. Вы сами можете провести подобные эксперименты с другими цветами. Это к тому же еще и великолепная гимнастика для глаз.
Стоит сходить в музей или картинную галерею либо взять альбом с хорошими репродукциями. В Интернете также существует немало сайтов с репродукциями известных художников. Рассматривая картины, обратите внимание на то, что одна и та же краска, в зависимости от окружения, может становиться то «теплой», то «холодной»
Примером использования «тепло-холодных» отношений может быть пейзаж И. Левитана «Март». Ощутимый «тепло-холодный» контраст возникает здесь благодаря сопоставлению оттенков желтого и красного (кроны деревьев) и зелено-синего (небо). Именно эти цветовые сочетания помогли художнику воссоздать столь неповторимый характер освещения натуры.
Поскольку «температура» цветового пятна зависит от фона, «температура цвета» – понятие весьма относительное. Правда, некоторые цвета считаются всегда «теплыми» (красный, оранжевый) или «холодными» (голубой, синий). Такие представления объясняются традиционными ассоциациями: красный напоминает нам цвет огня, оранжевый – солнце, голубой – лед и т.д. Однако вы могли убедиться, что это не всегда точно. Оранжевый на фоне синего будет восприниматься «теплым», даже «горячим», а синий и голубой, соприкасаясь с оранжевым, покажутся нам еще более «холодными». Но совсем иначе мы воспринимаем тот же оранжевый в окружении, допустим, красного цвета: он станет заметно «холоднее», чем был на фоне голубого.
Поэтому художнику приходится опираться на закономерности восприятия цвета на плоскости, нередко отличающиеся от восприятия цвета в натуре.
Эффективнее сопоставляются не слишком яркие, ненасыщенные цвета, поскольку звучный, яркий цвет – слишком сильный раздражитель, который заметно утомляет наше восприятие. Чем меньше площадь цветовых пятен, тем меньшим должно быть расстояние, отделяющее зрителя от плоскости. На большом расстоянии мелкие контрастные пятна обесцвечиваются, сливаясь в серый тон.
Воздействие на зрительное восприятие непосредственно соприкасающихся цветовых пятен играет важную роль в создании гармоничной цветовой системы. Знание закономерностей цветового контраста поможет создавать гармоничные сочетания различных цветов и оттенков. Творческих вам удач!