Что значит «интенсивное обучение» английскому?

К интенсивной методике обучения отношение у всех очень разное. Кому-то хочется выучить английский быстро, кто-то хочет его усвоить прочно. Первые склонны заниматься много, но непродолжительное количество времени, вторые скорее настроены на неспешное обучение в надежде на более прочное овладение английским языком в конце обучения. Но что авторы методик подразумевают под интенсивным обучением и могут ли такие методики оказаться полезными тем, кто хочет освоить английский глубоко?

Определимся сначала с самим словом «интенсивный». В отношении обучения это может означать то, что вы уделяете учёбе много часов в день на протяжении короткого периода времени.

Обычно это означает также, что программа курса обучения сокращается, и в ней остаются лишь самые важные, базовые или некоторые наиболее частые темы. Что касается изучения английского языка, то авторы могут назвать курс интенсивным, если, например, в нём осталась грамматика в очень сжатом изложении или же курс, цель которого подготовить вас по какой-то небольшой теме – например, общение на бизнес-презентации или общение по телефону.

Давайте, как обычно, посмотрим на результат разных способов обучения. Также условимся, что хорошим результатом обучения языку было бы правильно считать умение его использовать в любой жизненной ситуации. Это должна быть возможность понимать письменную речь и печатное слово, способность воспринимать на слух речь других людей, способность излагать свои собственные мысли и идеи – как письменно, так и со скоростью речи – устно. Если какой-то компонент отсутствует, такое образование нельзя считать удовлетворительным.

Казалось бы, становится очевидным, что все эти интенсивные курсы – довольно ущербная вещь. Ущербная в том смысле, что им всегда будет чего-то недоставать. Если взять наш пример, то в первом случае (конспективное изучение грамматики) может оказаться, что… у вас совершенно нет практического навыка ни в одной из четырех перечисленных областей: вы знаете основы грамматики, но с трудом понимаете написанные тексты, у вас много времени уходит на то, чтобы что-то написать самому (отчасти оттого, что не хватает слов, отчасти оттого, что перед написанием нужно вспомнить правила, согласно которым слова нужно выстроить в предложение). Что касается восприятия на слух, а тем более разговора – эти области, скорее всего, останутся лишь едва затронутыми, потому о развитии способностей слышать и говорить речь вообще не идёт.

Если посмотреть на второй вариант – отработка навыков общения в конкретной теме – здесь другие проблемы. Во-первых, вы получаете очень ограниченные способности, сводящиеся к тому, что знаете, что говорить в какой-то стандартной ситуации. Но, положа руку на сердце, - много ли вы знаете стандартных, однотипных ситуаций? И даже не это самое главное. Согласитесь, не очень-то приятно, встав из-за стола переговоров, не принять приглашение на чашку чаю только из-за того, что вы не уверены, что сможете поддержать беседу на английском, не касающуюся работы.

Однако, у слова «интенсивный» в словосочетании «интенсивное обучение» может быть также и ещё одно значение. Оно используется на курсе «English as a Second Language» в учебных центрах сети организаций «Прикладное Образование». Кроме того, что здесь практикуется хорошо выверенное расписание занятий, состоящее из трёх учебных дней в неделю по четыре академических часа каждое (один академический час = 45 минут), здесь вы сможете много и часто (то есть интенсивно) практиковаться в английском языке.

По аналогии с интенсивным использованием, например, автомобиля – когда на нём часто ездят – вы интенсивно используете (тренируете) свой навык и знание английского языка. Более половины времени урока (до 80%) уходит на освоение практической грамматики, то есть овладения навыками правильного построения предложений прямо в процессе беседы. Несложно увидеть, что в этом случае отрабатывается как восприятие на слух, так и собственная речь и одновременно быстрая реакция на реплики собеседника. Навыки чтения и письма отрабатываются вне класса и контролируются преподавателем.

Как говорит старая русская поговорка, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И это несложно сделать, посетив какой-нибудь из бесплатных ознакомительных уроков курса.

Обучайтесь в том темпе, который отвечает вашим целям и задачам. Но главное – достигайте своих целей. Успешного вам обучения в новом учебном году!