Сегодня никого не удивишь таким видом обучения. Не проходил подобные курсы только жадный или ленивый. Интернет сегодня предлагает обучиться, не выходя из дома, массе новых специальностей. Можно получить классическое образование и расширить свои возможности с помощью всевозможных факультативных программ.
Вас научат правильно считать деньги и подскажут, как их заработать. Вы сможете окунуться в мир непознанного, пройдя курсы по фен-шуй или уфологии.
Вас научат вести домашнее хозяйство и раскроют творческий потенциал. По каждому из курсов лучшие преподаватели поведут к истокам знаний. Было бы желание и возможности. И не столько финансовые. Как правило, такое обучение стоит не очень дорого. Главное – найти время и желание познать что-то новое, научиться в жизни чему-то еще.
Дистанционное обучение имеет и свои несомненные плюсы, и подводные камни, как любой другой вид обучения. Плюсы – низкая стоимость курса, индивидуальные занятия, дозированное получение курса частями, коррекция материала под каждого студента. Вырабатывается индивидуальный режим, график обучения может изменяться в зависимости от темпа восприятия информации и занятости студента.
У студентов разные уровни начальной подготовки, скорость восприятия информации и разные желаемые формы восприятия. Кому-то достаточно базовых знаний, а человек с пытливым умом хочет изучить предмет глубже. Для кого-то важно получить информацию структурированно, а кто-то ничего не поймет из нового задания. Преподаватель не должен рассылать всем одинаковые кейсы курса, с типичными упражнениями.
В моих дистанционных тренингах я столкнулась с тем, что, начиная курс одновременно, кто-то становился аутсайдером на первом же занятии, а кто-то вырывался в лидеры и засыпал меня все новыми и новыми вопросами.
Плюс дистанционного обучения в том, что обычно такие курсы составляют сами авторы, тренерами тщательно выбирается и структурируется мировой опыт в этой области. Работа очень трудная. Представьте, что за несколько занятий вы должны дать четкую картинку понимания предмета, подтолкнуть студента к дальнейшему обучению по выбранной теме. В сжатой форме дать основы изучаемого предмета, о котором написаны целые библиотеки. Вопрос не одного дня. Такие курсы прописываются месяцами, отрабатываются в группе добровольцев и только потом выставляются на продажу как товар.
Огромное преимущество такого вида обучения в том, что у каждого студента есть возможность постоянно быть на связи с преподавателем. Любая консультация по курсу вполне уместна и возможна. Это оговаривается при заключении договора обучения. Для этого используются и онлайн-конференции, и чаты, и программы обмена мгновенными сообщениями, и электронная почта, и телефонные переговоры. Любая проблема быстро решается с помощью современных средств связи. Возможно ли такое даже при очной форме обучения? Сможете ли вы задать все интересующие вас вопросы своему преподавателю, у которого четкий график лекций и семинаров и, кроме вас, еще сотня таких же пытливых умов?
При дистанционном обучении преподаватель и студент взаимодействуют как параллельно (при общении онлайн), так и последовательно (когда учащийся самостоятельно выполняет домашнее задание). Можно объединить студентов в группы и проводить занятия в рамках закрытых форумов. Именно так я и проходила основные тренинги. Сама же практикую только индивидуальные занятия, поскольку считаю, что так удобнее для каждого слушателя.
Каждый дистанционный курс – продукт динамичный. Постоянно дополняющийся и изменяющийся. Жизнь диктует. И вот тут может возникнуть первый «подводный камень». Преподаватели – народ консервативный. Однажды написав курс, они не хотят его пересматривать и дополнять. Потому и рассылают обычно «под копирку». Я однажды попала в такую ловушку. Моя преподавательница была несгибаема. Вопросов у меня было много, на половину из них она так и не смогла ответить. И тем не менее, я ей очень благодарна, она открыла для меня дверь в эту неизвестную мне науку и дала «волшебный пендель». Дальше я стала изучать предмет самостоятельно. За эту открытую дверь ей огромное спасибо!
Минус такого обучения – растянутость во времени. Постоянно приходится напоминать особо ленивым ученикам, что пора бы выслать очередную часть выполненных заданий на проверку. Это затягивает обучение. Некоторые студенты считают, что, раз они заплатили за курс, – их дело, проходить его или нет! Потому перед началом нового курса я с каждым слушателем провожу диагностику. Выявляю его слабые места и сильные стороны. Это дает мне возможность прогнозировать наши дальнейшие отношения в обучении и разрабатывать индивидуальную программу для развития слабых сторон его личности. Каждый студент получает, таким образом, бонусные программы. Обычно провожу это в виде деловой игры или забавных упражнений, которые, тем не менее, заставляют задуматься и развивают новые навыки.
Перед началом обучения мы всегда ставим цель. Вроде бы так просто – зачем ты купил этот курс? Но оказывается, на этот простой вопрос ответить может далеко не каждый. Развиваем мотивацию. Иногда бывают казусы. Одна моя слушательница неделю не присылала ответ на очередное задание. Выхожу с ней на связь, интересуюсь, в чем дело. Оказывается, у нее пошла мощнейшая рефлексия на одно безобидное задание. Она даже сначала впала в отчаяние. Стали разбирать проблему и вышли на такие рубежи! Ноги росли из детства, как и все наши внутренние конфликты чаще всего. Проработали, решили задачу вместе. Постигает науку дальше…
Доступность, оригинальность и перспективность современных методик обучения уже ставит дистанционные курсы в один ряд с классической подачей материала. Форма обучения перспективна и имеет право на существование, не заменяя, а дополняя собой классическое образование.
Осилит дорогу идущий…