«Так уж случилось, что наша любимая воспитательница нас покидает. Дети ее просто обожают. Что теперь будет, не представляю, т.к. замена откровенно не устраивает ни родителей, ни детей. Как помочь ребенку пережить эту ситуацию?
Боюсь, что возникнет проблема: «Мам, давай не пойдем сегодня в садик». И вот итоги первых дней с новой воспитательницей – ежедневно мокрые штаны.
Конечно, это бывало и раньше, но чаще ночью (началось где-то с прошлого августа). В июле родилась сестренка, мы много времени проводили на улице, нам такое положение дел доставляло множество неудобств.
Вчера впервые забрала из садика в таком виде – в мокрых штанах.
Сегодня после моего разговора с воспитательницей с просьбой уделить этому внимание и перед улицей ребенка сводить в туалет, домой пришли сухие, но написала уже дома, стоя рядом со мной... Как помочь ребенку, как поддержать, как повысить стрессоустойчивость?» Вопрос психологу.
Конечно, попасть к хорошему воспитателю, к которому ребенок пойдет с удовольствием – большое везение. Теперь этот воспитатель уходит – все расстроены. Родители в значительной степени… Поэтому первое, что необходимо сделать, это успокоиться самой маме, чтобы иметь ресурс для поддержки дочери. Подумайте, как здорово, что дочь смогла адаптироваться к саду с прекрасным, симпатичным ей педагогом, теперь девочка старше, ей легче переживать превратности судьбы в виде смены воспитателя, у нее есть позитивный опыт, на который она может опереться. Дома девочке можно помочь, если отмечать позитивные моменты происходящего сейчас. Например, расспрашивать о новых играх, которые проводит воспитатель, о самом интересном на занятии. Чтобы ощущать себя подкованной в этих вопросах, маме необходимо изучить групповой уголок.
Подобная проблема возникала сразу после рождения сестры, поэтому стоит подумать о том, что можно сделать для профилактики ревности.
Если есть сбои в режиме, постараться их ликвидировать. Проводить со старшей дочерью больше времени вообще и выделить ей в персональное владение (когда вы будете только с ней и для нее) немного вашего времени. Возможно, «мокрые штаны» – это реакция девочки в стрессовой для нее ситуации. А рождение сестры, как и смена воспитателя, безусловно, стрессовые ситуации, хотя и неравнозначные.
В основе стрессоустойчивости лежит умение управлять своими чувствами и эмоциями. Поэтому повысить стрессоустойчивость ребенка можно, занимаясь с ним психогимнастикой. Самый простой способ начать занятия – ознакомиться с книгой Маргариты Чистяковой «Психогимнастика», где доступным и понятным языком изложена оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительными движениями.
Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Заниматься психогимнастикой означает выполнять с ребенком задания, упражнения примерно такого типа:
Этюды на выражение гневаГневная Гиена. Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Я страшная Гиена, Я гневная Гиена, От гнева на моих губах Всегда вскипает пена.
Выразительные движения. Усиленная жестикуляция. Мимика. Сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.
Разъяренная медведица. На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Медвежонок подбежал к мальчику и стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним. Медвежонок был смешным и веселым. Почему бы с таким пушистым несмышленышем и не поиграть? Вдруг послышалось какое-то громкое урчание, и мальчик увидел, что на него, поднявшись на задние лапы, идет медведица. Мальчик подбежал к большому дереву и быстро влез на него. Медведица не полезла на дерево за мальчиком, а стала яростно царапать ствол копями, рычать, злобно глядя на мальчика. Вдруг где-то далеко заскулил медвежонок. Медведица оставила дерево и побежала выручать медвежонка теперь уже из настоящей беды. Мальчик еще немного посидел на дереве, потом спустился и побежал домой.
Выразительные движения. Ярость: сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенный нос, рычание, тело дрожит, усиленная жестикуляция.
Психогимнастика учит ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.