Важно ли иметь цель, прежде, чем вы начинаете делать что-то новое? Кто бы спорил! Цель – как путеводная звезда – освещает путь. Если отбросить поэзию и говорить более техническим языком, то цель – она тянет, как магнит. И чем «вкуснее» эта цель, тем сильнее она притягивает, тем больше сил и задора придает, тем проще преодолеваются препятствия на пути к её достижению.
Знаете ли вы, чего хотите достичь, изучая английский язык?
Получить хорошую работу? Путешествовать? Завязать новые знакомства с человеком из другой страны? Хорошо. А если говорить о цели именно в изучении английского? Непонятно? Давайте разберёмся.
Знание любого языка включает в себя всего четыре способности: понимание речи на слух, умение высказать мысль на языке, умения читать и писать. Малограмотный или неграмотный человек может довольно сносно жить, если он не умеет читать и писать на родном языке. Если же он не умеет слышать или говорить – жизни его не позавидуешь.
Однако, когда мы говорим о «знании иностранного», то здесь вполне допустима ситуация, когда вам может требоваться только один из всех четырёх навыков или несколько, но не все четыре. Допустим, вам интересно смотреть (и, может быть, озвучивать на родном языке) английские фильмы. В принципе, для этого достаточно просто понимать, что говорят на английском. Или, например, вы собираетесь работать в сфере услуг, где нужно лишь понять требование клиента, а затем достаточно молча выполнить его, ничего не отвечая клиенту голосом. В этом случае вам необходимо сконцентрироваться на цели – научиться слышать.
Разумеется, когда мы говорим «слышать» – это одновременно значит и «понимать услышанное». Что толку слышать бессвязный набор звуков, не имеющий для вас ровно никакого смысла?! Итак, при выборе способа обучения, во время обучения для вас главным должен быть акцент именно на этом: слушать, слушать, слушать и, разумеется, всё понимать. Используются аудиозаписи? Отлично! Весь урок в основном говорит преподаватель? Замечательно! Обучаясь, вы пишете и читаете? Это добавляет общей эрудированности, но отвлекает от конкретной цели. Например, если ваша цель – проводить химический анализ воды в водоёмах с целью выяснить экологическую обстановку, то стоило бы направить усилия именно на освоение правильного проведения анализа, а не на изучение способов очистки, верно? Очистка – это другая задача.
Вернёмся к языку. Возможно, для вашей цели достаточно уметь читать на английском. Это умение чем-то сродни умению слышать. Здесь мы также должны уметь воспринимать и понимать речь, но не устную, а письменную. Не слышать сочетания звуков, но видеть сочетания знаков на бумаге и понимать их смысл. Такие навыки требуются, если вам приходится читать инструкции к импортному оборудованию, материалам, читать статьи о новых разработках в своей предметной области, например. Опять же, подбирая способ обучения, вы должны основное внимание уделять выработке именно этого навыка – понимание текстов. Больше работы со словами, аудио не является необходимым, будет лишь отвлекать. Больше книг, журналов, газет, писем, статей – тексты, тексты, тексты!
А, может, вам есть что поведать миру и вас интересует способность писать на английском? Может быть, вы хотите быть писателем или уже являетесь им и хотите самостоятельно переводить свои творения для англо-читающего мира? Возможно, вы – изобретатель и не доверяете неумелым переводчикам, из-за которого ваше изобретение не принимают всерьез? Могут быть разные причины тому, зачем вам нужно уметь излагать мысли на английском письменно. Но в данном случае мы обращаем внимание на то, что вашей главной целью при изучении языка должна быть именно способность писать. Чем больше письменных заданий в курсе – тем лучше. Аудио, видео, мультимедийные программы и бумажные учебники вас не должны интересовать слишком сильно. Всё, что вы должны от них получать – объяснения и практические задания о том, как изложить письменно на английском свою мысль. Ваше главное орудие – тетрадь и ручка.
Но насколько для вас важно уметь говорить? Если вы хотите записать свою мысль на английском на бумаге – вы можете думать, копаться в справочниках и словарях и написать пару предложений к вечеру, провозившись с ними весь день. А что, если перед вами стоит человек, которому нужно что-то рассказать? Представьте, что вы гид в музее и вас попросили провести экскурсию, а группа подобралась из иностранцев. Вы сами можете придумать разные ситуации, когда нужна способность говорить. И когда вы обучаетесь языку, но во время обучения в основном читаете, слушаете, пишете… Будете ли вы уметь говорить? Не факт. А точнее, опыт показывает, что проблема как выразить свою мысль устно и сделать это быстро, не покинет вас даже после многих лет такого обучения.
Разумеется, все приведённые примеры достаточно оторваны от жизни. И, скорее всего, когда вы будете искать то место (репетитора, курсы, библиотеку – всё что угодно), где намереваетесь выучить английский, вас будет интересовать не один единственный навык, а по крайней мере два из них: слушать и говорить, читать и писать или любое другое сочетание из двух, трёх или всех четырёх составляющих. Но тогда просто посмотрите в какой пропорции вам нужна каждая из этих составляющих (чтение, письмо, восприятие на слух и устная речь) и тогда вы лучше будете понимать, что вы хотите получить от курса обучения английскому. Вы не будете расстроены, не получив ожидаемого, если заранее будете видеть и понимать, что вы можете получить в конкретном месте и от предлагаемого способа обучения, а чего ожидать не стоит ни через год, ни через два.
Итак, формулируя свою цель при изучении английского, конкретизируйте её: «английский мне нужен для того, чтобы на работе я мог проводить переговоры», например. То есть необходимые навыки – слышать и говорить. То же в турпоездках. Чаще всего – то же самое может понадобиться и для новых знакомств. Впрочем, на моей памяти есть история одного знакомства, где люди познакомились по переписке и, по крайней мере одна из сторон утверждала, что это знакомство никогда не перерастёт в реальную встречу. Такова была игра и интрига.
Стоит ли вновь и вновь обращать внимание на то, что основная цель языка – общение, а главная головная боль основной массы людей, изучающих английский – способность говорить на нём, выражать свои мысли устно (быстро формулировать). Если это и ваша цель, если вы уже много времени потратили на то, чтобы научиться говорить на английском, но всё ещё испытываете сложности, если вы только думаете выучить язык (научиться говорить на английском), но у вас нет желания тратить на это годы – есть ещё нечто, что вам стоило бы знать, чтобы быстро усвоить английский на уровне, на котором вы можете общаться с другими людьми на скорости мысли – общаться устно.
Что это – то, что стоило бы знать? Это можно узнать на одном из бесплатных ознакомительных уроков курса английского языка «English as a Second Language», который преподаётся в центрах и школах Прикладного Образования.
Поймите, что именно вам нужно? Какие навыки вы хотите получить в результате обучения и как хотите их использовать? Ответы на эти вопросы помогут вам выбрать правильный способ обучения и быстрее достичь своей цели.