На многих курсах английского бывают ознакомительные или пробные уроки. Они бесплатны и дают представление о том, как будет проходить ваше обучение. На один из таких курсов, на один из таких уроков пришла женщина. По окончании она подошла узнать различные технические подробности – расписание занятий, учебная литература, есть ли прослушивание аудио и просмотр видео и, конечно же, её интересовала стоимость занятий. Услышав цену, она сказала: «Нет, это очень дорого! Слишком дорого!
» Конечно, что дорого для одного, для другого – пара пустяков. Это вопрос обеспеченности. Однако, есть и вопрос реальной ценности. Его и рассмотрим.
Реальная ценность предмета меняется от обстоятельств. Например, живя невдалеке от супермаркета, где можно купить литр молока за 20-50 рублей, вы вряд ли поймёте, почему вам предлагают молоко за 150 рублей в соседнем магазине. Либо для этого должно быть очень веское основание, либо хозяин неадекватно воспринимает ценность предлагаемого товара и рискует очень скоро разориться. Это обычные обстоятельства жизни. Бывают и особые обстоятельства, когда человек готов отдать «полцарства за коня». Например, 150 долларов или евро, но уже не за литр молока, а за литр простой воды. Если он идёт без капли воды под палящим солнцем по пустыне вот уже третий день. Последняя ситуация встречается не так часто. Поэтому рассмотрим «как купить правильное молоко по правильной цене» – как понять, дорого или нет, будет стоить обучение.
Всё, что бы вы ни покупали, имеет какую-либо ценность для вас. Иначе нет смысла тратить деньги, не так ли? В случае с изучением английского вы, вероятно, ожидаете, что сможете пользоваться им в любых ситуациях и обстоятельствах, если выучите его. Ведь странно бы звучало заявление, что кто-то знает язык, если он умеет только как-то понять письменную или даже устную речь, может быть, даже способен написать несколько фраз, но совершенно не в состоянии поддержать простой разговор с обычным человеком, обращающимся к нему на английском.
Итак, давайте договоримся, что мы будем оценивать стоимость покупки владения языком, а не просто оценивать ежемесячные траты на обучение английскому языку. Это как если бы вы строили дачный дом, например: давайте оценим стоимость дома, а также учтём срок его постройки, а не будем смотреть только на сумму, выделяемую на постройку в месяц.
Очень огорчает, что курсы и частные репетиторы, часто не дают никаких гарантий по поводу достижения вами результатов обучения («мы построим дом к концу года», например). Они обещают вам лишь то, что будут вас учить языку на протяжении оговоренного времени по своему плану (мы расскажем вам, из чего состоит фундамент, затем – как возвести стены и если у вас хватит таланта...»). На моей памяти есть как минимум два случая, которыми можно проиллюстрировать данный момент.
Случай недавний. Мама беспокоится о знании английского своим сыном. Тот учится в спецшколе с английским уклоном. На её вопрос «сможет ли сын по окончании школы говорить на английском?» ей ответили: «Ну что Вы, речь – это позже, говорить он начнёт только в институте!» («Мы не отвечаем за постройку дома! Мы только даём теорию!») Вот это да! Представляете мамин шок? Ребёнок уже в 9-м классе. Стоит ли доучиваться? У него явно не гуманитарный склад ума, а тут ещё и такие заявления. И это, к сожалению, не уникальный случай. В частных беседах с родителями учащихся можно услышать, что, к сожалению, большинство, кто знает язык по окончании школы, имели дополнительные частные уроки (получали «практику строительства домов» из других источников).
О случае другом вы могли уже читать в одной из более ранних статей здесь. Суть такова: звонит молодой человек, прошёл семь уровней обучения, которые составили около полутора лет по времени. Проблема – не может говорить на английском, а язык нужен для работы (стимулов и мотивации достаточно). При этом учится на курсе разговорного английского! Как вы думаете, что ему ответили на его законный вопрос: «Когда же я заговорю на английском?» Это было смешно и грустно одновременно. «Вас должно прорвать,» – ответили ему... Столько времени и денег! И что в конце?
Можно представить себе эмоции молодого человека. Но примечательнее другое: оба примера демонстрируют, что у всех есть решение для вопроса «как учить» (сам процесс), но далеко не многие владеют способом, как научить (довести до результата). Обычно, начинаются глубокомысленные рассуждения о способностях к языкам, которыми, якобы, владеют далеко не все, о недостаточном усердии и прочая, и прочая. Насчёт усердия – в этом есть доля истины. Но опять же – давайте рассматривать здравый случай: когда вы действительно хотите знать язык, действительно прилагаете усилия и действительно выполняете задания, которые вам дают.
Вернёмся к теме нашего обсуждения. Часто, когда вы узнаете стоимость обучения, вам сообщают, сколько будет стоить учебный процесс на протяжении определенного времени («месяц строительства обойдётся в ... тысяч»). А это не то же самое, что сказать, что, скажем, через год вы сможете практически овладеть всей базовой грамматикой языка и необходимым минимумом лексики (иметь «готовый дом», в котором можно жить, пусть пока без отделки). Практически овладеть – это и значит: уметь слышать и говорить, читать и писать. А если у вас есть вся необходимая минимальная база – вся базовая грамматика и наиболее часто употребимая лексика – вы можете дальше развивать свой язык самостоятельно (если есть дом – можно его отделать: хоть в стиле «кантри», хоть в хай-тек, хоть в бизнес). Это был бы неплохой результат обучения, не так ли?
Сколько денег вы потратите за год, получив такой результат? Сколько лет вам придётся ждать результата, экономя на оплате? Выбирая курсы, задайте себе такие вопросы. Попытайтесь поговорить с людьми, которые учатся на рассматриваемых вами курсах. Согласны ли вы на те затраты времени, которые предлагают курсы – хотите ли вы учить английский годами, получая новые теоретические знания, но так и не обретая способность общаться?
«Под занавес» – ещё одна история. Она произошла совсем недавно на одном из ознакомительных уроков курса английского языка в Прикладном Образовании. Все, присутствовавшие на уроке, проходили тест на знание английского, чтобы понять, с какого уровня обучения начинать или продолжить обучение. Молодой человек, отдавая свой тест на проверку, с тоской в голосе произнёс: «Только не говорите мне, что я снова должен начать всё с первого уровня. Вы уже, наверное, шестые курсы, где я хочу пройти обучение. Давайте начнём хотя бы со второго?» Но, увы, для обучения на втором уровне у него был недостаточен не только его устный английский, но и письменный. Примерно та же просьба была и у женщины, о которой шла речь в начале статьи. Сколько времени они уже платили за своё обучение? Дорого это или экономно? Обязательно задайте себе такие вопросы, когда будете присматриваться к очередным курсам.
Если захотите узнать, как обучают английскому в Прикладном Образовании – приходите на наши бесплатные ознакомительные уроки, можете даже пообщаться с нашими студентами – уроки обычно проходят рядом с классами, где проходит обучение. Пообщаться сможете и на английском: с обучающимися на первом уровне общение будет несложным, по мере повышения уровня – всё более «обычная» английская речь – более длинные и сложные построения, шире круг тем для общения. Потому что они это умеют.
Желаем вам делать правильный выбор и получать нужный результат. Усвойте английский. Читайте, ведите переписку, смотрите фильмы в оригинале на английском, слушайте и понимайте, о чём поётся в песнях, говорите с коллегами, друзьями, заводите новые знакомства и общайтесь, общайтесь, общайтесь, расширяя круг своего влияния и компетенции. Успехов вам!