Во многих журналах, в том числе и в ШколеЖизни.ру, приходилось читать советы о том, как эффективнее учить иностранный язык: какие методики выбирать, какие учебники, каких преподавателей.
Позволю себе и я, репетитор в недавнем прошлом, дать свои рекомендации.
Нам всем нам нужно выучить английский срочно и желательно в совершенстве. Как и где это можно сделать?
Боюсь, мой ответ вам не понравится: нигде и никак.
Выучить английский за короткий срок невозможно. Да и за длинный тоже…
Прежде всего: что значит выучить английский в совершенстве? Я отвечу вопросом на вопрос: а русский вы знаете в совершенстве? Если ваш ответ «Да», то дальше можете не читать эту статью: у вас и так все в порядке.
А если ваш ответ «Нет» (как и мой), то попробуйте оценить, сколько времени вам должно понадобиться, чтобы выучить иностранный язык до уровня вашего родного? И возможно ли это?
Хотя нет – возможно! Бросайте все, покупайте билет в страну, где живут «носители», и попытайтесь там выжить. Думаю, что уже через месяц вы заговорите. Еще через два, если пойдете там учиться, – начнете более-менее грамотно писать. А теперь опять вопрос: вы пойдете на такие экстремальные меры ради знания языка?
Как бы хорошо вы ни занимались на ваших курсах, вы не заговорите на иностранном языке, пока не будет практики. Так я всегда говорила своим ученикам. С одной стороны. С другой стороны – делала все возможное, чтобы они оказались готовы к этому моменту.
Ведь первая встреча с реальным иностранцем – это шок. Все знания моментально улетучиваются. Ситуация усугубляется, если в этот момент вас окружают свидетели ваших успехов или строгие критики, вроде родителей, которые тут же делают вывод: «Ну, вот – учили-учили столько времени, а он слова сказать не может! Значит, зря деньги плачены?»
Особенность нашего менталитета сегодня состоит в том, что в большинстве случаев мы учим иностранный язык «впрок», не зная, когда придется его применить. Для того чтобы знания могли сохраняться, они должны быть прочными и глубокими. Если вы учились долго, серьезно – поверьте, это не зря. В дальнейшем, когда иностранный язык понадобится, вы это оцените.
Но вернемся к рекомендациям. Почитайте рекламу, советы: нам говорят об уникальных методиках, уникальных преподавателях. Но ничего не говорят о главной составляющей обучения. Эта составляющая – вы сами.
Возможно, мой совет опять не понравится. Я считаю, что на 80% успех обучения зависит от вас – насколько серьезно и долго вы готовы заниматься. Подавляющее большинство взрослых людей, которые начинают учить английский «впрок», курс обучения до конца не проходят. Малейшее препятствие – загруженность на работе, финансовые проблемы, здоровье – пауза. Временная, как считает сам ученик. Он искренне верит, что, как только трудности пройдут, он возобновит занятие и… больше не появляется. Почему? Как там гласит мудрость? Нельзя войти дважды в одну и ту же реку?
У других еще хуже: намерения самые серьезные, вот только никак не начать… Причины – те же, и финал тот же, только раньше. Н-да, совсем другое дело наши дети: их-то мы заставляем, а вот заставить себя…
Знаю-знаю, что сейчас подумали некоторые: «Может, ученик отказывается от преподавателя, а не от обучения или, того хуже, – отказывается от обучения, потому что охоту к нему отбил бездарный преподаватель?» Правда, в этом случае получается, что бездарных преподавателей – подавляющее большинство.
Так что же – от учебника, методик, преподавателя – ничего не зависит? В некоторой степени зависит.
Вообразите, что вы должны сделать какое-то дело. Вы знаете, что вы можете это сделать, и в любом случае сделаете. Правда, если будут хорошие помощники – сделаете быстрее, плохие – дело затормозят. Но вы можете махнуть на них рукой и все сделать сами. Если «дело» – изучение языка, а «помощники» – учебники, преподаватели и методики, то схема взаимоотношений именно такая.
Кстати! Об этом все забыли – иностранный язык можно учить самостоятельно!
Вообще-то, именно так было у меня. Когда я начинала учить английский, был разгар перестройки. Денег не хватало на еду, не то что на оплату обучения! Но у меня был хороший помощник – учебник.
Об учебникеУчебник вам порекомендует преподаватель. А если это курсы, то и спрашивать никто не будет. Во всяком случае, отказываться от обучения только потому, что вам не нравится учебник, не стоит. Но если у вас есть выбор или вы собираетесь учиться самостоятельно, то рекомендую «старушку Бонк».
Причем не новое разговорное дополнение, а сам двухтомник: Н. А. Бонк, Г. А. Котий, Н. А. Лукьянова – 1 часть; Н. А. Бонк, Н. А. Лукьянова, Л. Г. Памухина – 2 часть, издание 11. Наверное, вы слышали об этом учебнике много негативного – устаревший, скучный, не учит разговору. Вы это слышали от тех, кто по этому учебнику не учился или недоучился. Те, кто выучил английский до сравнительно хорошего уровня и знает этот учебник, отзывается о нем с большим уважением.
Кроме Бонк (так уж принято кратко называть этот учебник), я училась и по другим учебникам и могу сказать: более фундаментальной, тщательной и добросовестной разработки по изучению английского я не встречала. Сколько труда и любви к делу в него вложено! Любви к делу, а не к предстоящему гонорару, которого в те времена не было.
Для тех, кто считает, что он устаревший, задам вопрос: сколько лет вы живете? За это время русский язык изменился до неузнаваемости? Вот так же и с английским. Не учит разговорному? Это неправда! Вся вторая часть – это получение разговорных навыков, да и в первой части разговорных упражнений достаточно. Если выполнять все задания в полном объеме – будут у вас разговорные навыки!
Да, в то время не было магнитофонов и компьютеров, но теперь-то они есть! И вы с успехом можете их добавлять в процесс обучения. Учебнику это совершенно не противоречит. Нудный? Его «советская» направленность вызывает ироничную улыбку. И в самом деле нудновато. Но это касается только текстов и вопросов. К тому же во второй части уже используются произведения классиков. Этот учебник взять бы и переработать на современный лад. Но за это никто не берется – слишком серьезная и ответственная задача!
В одной из статей ШколыЖизни.ру я нашла совет, как проверить эффективность обучения. Для этого нужно вернуться к материалу трехмесячной давности и проверить его знание. Проверяли по всем правилам! Знания есть! И заслуга в этом – «старушки Бонк».
И еще по поводу нудности. Тут уже переходим к методикам. Современными методиками считаются игровые формы. Я их в своих занятиях тоже использовала как дополнения. Однако подменить обучение игрой невозможно. Они все-таки имеют разное назначение. Серьезное восприятие требует сосредоточенности. Это мое мнение. Меня лично учебник формата детской книжки с яркими картинками раздражал и отвлекал.
Если все задания основаны на том, что вам нужно только «вставить» или «выбрать», вместо того, чтобы полностью составить и записать предложение, глубоких знаний не будет. Такие учебники рассчитаны именно на то, что обучение будет тут же подкреплено практическим применением. В этом случае глубина знаний не нужна, но для знаний «впрок» они не очень подходят.
Отвлечемся немного. В свое время для подготовки к экзамену международного образца нам рекомендовали книгу доктора Вилфреда Фанка и Норманна Льюиса «30 дней, чтобы улучшить свою речь» (примерно так я перевела). Улучшить свою речь – значит повысить свой интеллектуальный уровень. Каким образом это сделали бы вы? Думаю, что у большинства ответ был бы примерно такой: «Нужно больше читать, в том числе и познавательной литературы. Возможно, ходить на выставки, посещать лекции…»
Как вы думаете, что авторы книги предлагают американцам для повышения интеллектуального уровня?
Продолжение следует.