Как быстро выучить иностранный язык? Часть 2

Отвлечемся немного. В свое время для подготовки к экзамену по английскому языку международного образца нам рекомендовали книгу доктора Вилфреда Фанка и Норманна Льюиса «30 дней, чтобы улучшить свою речь».

Как вы думаете, что авторы книги предлагают американцам для повышения интеллектуального уровня? Они рекомендуют каждый день – в литературе, в теле- и радиовещании – находить по 3 новых слова, узнавать, что они означают, и придумывать предложения с их применением.

Видите – «у них» совершенно другой подход, в том числе и к обучению. Ведь система с запоминанием слов вполне подходит для изучения иностранного языка, правда?

Некоторые обучающие курсы похожую методику используют. Она эффективна, не сомневаюсь! Особенно, если кто-то – как в книге «30 дней…» – эти слова для вас подберет и составит на них упражнения.

Я рекомендую ученикам метод нашего русского полиглота (а преподавателям рекомендую это процесс контролировать). К сожалению, о нем я услышала с чужих слов и не могу назвать его фамилию. Я училась по этой системе – и как же я ему благодарна! За свой словарный запас я в свое время от преподавателей-иностранцев получила прозвище «Мисс вокэбьюлари» (словарный запас). Ежедневно, помимо обучения, полчаса в день читайте литературу на иностранном языке, выписывайте новые слова и заучивайте их. Через полгода таких чтений ваши знания потрясут окружающих.

В той же ШколеЖизни.ру я прочла об «интеллектуальных картах» для закрепления словарного запаса. Рекомендуется составлять из каждой группы слов «дерево», каждое слово надписывая и изображая картинкой. Автор говорит, что у нас это метод почему-то не пользуется популярностью.

Запоминание слова при помощи картинки известно лично мне с первого класса. Только использовался он в русском языке. Если вы нарисуете дерево, найдете или нарисуете картинку для каждого слова – этого уже будет достаточно, чтобы его накрепко запомнить. Сколько времени уйдет на создание такой карты? Давайте переведем вопрос в другое измерение: сколько страниц книги вы успеете прочесть за это же время? Сколько раз при этом вы столкнетесь со словом, которое недавно записали как новое? Ведь, чтобы запомнить слово, с ним нужно раз пять столкнуться на практике – услышать или прочесть. Вот вам два метода – выбирайте сами.

В свое время я тоже пользовалась схожим методом: каждое новое слово записывала на маленькую карточку с переводом на обратной стороне. Карточки носила с собой и повторяла слова. Но потом поняла, что при ежедневном чтении в этом нет необходимости – достаточно все той же тетради.

Все равно вы запомните только те слова, с которыми потом спонтанно столкнетесь по несколько раз.

Ну, и, наконец, последнее – бедный наш преподаватель. Каким он должен быть? Если вы ученик сильный – «качество» преподавателя не имеет особого значения. Просто он будет для вас дополнительным дисциплинирующим стимулом. Конечно, интереснее заниматься с творческим человеком, работающим с душой, а не формально. Но вреда, как пишут в некоторых источниках, плохой учитель не принесет.

Если ученик слабый – то тут от преподавателя требуются не столько знания языка, сколько терпение, знание психологии, некоторый опыт и – вот здесь важно, чтобы преподаватель вкладывал душу. Никогда не понимала преподавателей, которые могли про своего ученика сказать, что он «тупой». Нельзя искренне помочь человеку, если ты так к нему относишься.

Если преподаватель отказывается от слабого ученика – не жалейте, он бы все равно ему не помог. Уровень знаний преподавателя? Это зависит от вашего уровня. Главное, чтобы он не был ниже. «Высший пилотаж» не обязателен. Чем больше преподаватель знает, тем труднее ему осознать, как это ученик может чего-то не понимать. Почитайте классику – до революции преподавателями у детей очень часто были студенты.

Кажется, я сказала все. Для тех, кого моя статья утомила, и он не смог прочесть ее целиком, по пунктам подвожу итоги.

1. Помните! Успех обучения зависит прежде всего от вас (80%), а не от преподавателя, методики или учебника.

2. Если вы решили учить иностранный язык – будьте готовы к длительным срокам обучения. Минимум три года дважды в неделю с выполнением домашних заданий. И это будет лишь основой для вашего дальнейшего совершенствования.

3. Помимо занятий с преподавателем, читайте любую книгу на иностранном языке с обязательным выписыванием и заучиванием новых слов – каждый день 45 минут: полчаса – чтение с выписыванием, 15 минут – заучивание выписанных слов.

4. Рекомендуемые учебники – не очень принципиальны. Но все же я рекомендую разработки русских авторов (носители языка не всегда знают, что именно надо объяснять иностранцу), издательства советских времен (тогда учебники писали не ради денег) с добавлением аудио– и видеоматериалов и материалов из современных методик. (Ох, боюсь, что за этот пункт получу «по кумполу» от молодых коллег!) Пожалуй, это совет больше для тех, кто думает учить язык самостоятельно.

5. Используйте малейшие возможности для получения практических навыков. Существуют специальные разговорные курсы (от 2-х недель и более) в странах-носителях языка. Сведения о них вы найдете в Интернете. Примерно через 2 года обучения вы можете на них ехать. УЗнайте заранее о ценах, чтобы зарезервировать средства.

6. Лучше начинать обучение в школьном возрасте – не потому, что ребенок способнее, а потому, что есть кому его заставить. Заставлять себя самого гораздо сложнее. Если нет проблем в школе – начинайте обучение с 12–13 лет, когда уже можно выбрать серьезный учебник. Все равно хотите начать пораньше – тогда рекомендую учебник под редакцией Валентины Скультэ.

7. Лучший преподаватель – тот, который вам нравится. Может случиться так, что еще в недавнем прошлом хороший преподаватель со множеством заслуг попросту себя «выработал» или, несмотря на блестящее знание языка, не является хорошим педагогом. Выбирайте душой – не ошибетесь, в том числе и в его профессионализме.

Вот и все. Удачи вам!