У людей, имеющих пытливый ум, пожалуй, еще со школьной скамьи возникает желание что-то понять и разложить по полочкам: анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы. А, впервые столкнувшись с желанием выполнить научную работу, человек вдруг опускает руки, ибо не представляет, как технически правильно ее выполнить.
Поэтому, к примеру, школьные сочинения, эссе, рефераты и монографии по сути такими часто не являются: они похожи друг на друга, порой отличаются только оформлением титульного листа. Да и содержание легче всего получить из бесконечных кладовых Интернета, чем многие, к сожалению, и пользуются. А при такой постановке дела разве сможет «быстрых разумом Невтонов российская земля рождать»? Попробуем поправить это дело и подсказать, какие требования к научным работам существуют на сегодняшний день.
Итак, перед нами начинающий исследователь, ученый, пытающийся организовать свою работу. Сразу возникает вопрос выбора темы. Она может быть задана обстоятельствами или продиктована жгучим интересом молодого ученого к миру. Если есть темы на выбор, то, конечно, естественнее выбрать то, что хоть немного знаешь. Интерес – главный двигатель любого исследования.
Без интереса работу тоже можно сделать, но и процесс исследования будет удручающе скучным, и результат получится скучнейшим до неприличия. А ведь из истории мы знаем, что наши лучшие ученые были натурами страстными, увлеченными, талантливыми, любознательными, духовно одаренными. Иногда рассеянными в быту, но до предела сосредоточенными на деле…
Самое правильное – когда начинающий ученый желает предложить миру область личного интереса, имеющую общественное значение. Но очень молодому человеку со множеством разносторонних интересов иногда трудно остановиться на конкретной теме. И тут должен оказать помощь научный руководитель (в школе – учитель!). Правильно выбрать тему исследования – одолеть половину пути. И наоборот: ошибка в выборе приведет к плачевному результату.
Тема должна быть соразмерна предполагаемому объему труда. Объем же задается самим видом работы. Научный руководитель обычно помогает и в этом вопросе: подсказывает минимум и максимум печатных страниц. Объем газетной или журнальной статьи не должен превышать 10-12 машинописных страниц, курсовые работы в техникуме и колледже – 20-45, в вузе – 25-50, дипломная – до 100 страниц. Кандидатская диссертация – до 150 страниц.
Если материал не укладывается в необходимый объем, то можно сузить тему, а остальное рассмотреть в другой раз. К примеру, вы хотели выполнить исследование краеведческого характера о своем селе и его окрестностях в целом, но в ходе изложения материала поняли, что в нужный объем не уложитесь. Тогда пишите об улице, о двух-трех улицах. Они способны в полной мере создать впечатление о целом предмете исследования – селе. Описание боевого пути нескольких фронтовиков могут дать представление об участии в войне всех сельчан.
…Тема есть, работа началась спонтанно, но без плана. А без него можно потерять главное направление, увлечься частностями, сделать свой труд композиционно несоразмерным. Поэтому в любом плане должны быть три основные части: введение (вступление), главная часть и заключение (вывод). В любой по характеру и объему научной работе они должны присутствовать.
Вступление – это обоснование темы. Мотивы, побудившие автора взяться за тему, а также для кого и почему она представляет интерес? Главная часть – изложение сути вопроса: имеющихся сведений, фактов по теме, мнения автора, результатов его собственных исследований. Заключение – это итог, выводы, без которых труды автора могут показаться ненужными.
Логичный, правильно построенный план – фундамент успеха. Но в любом научном труде существуют опасности – недо- и перепланирование. Наблюдается и два вида бессистемности: все факты и сведения – в кучу, или же все-все чрезмерно строго по полочкам. В очень большом хозяйстве нельзя учесть каждую мелочь, да и не надо. Так же невозможно в одной работе «объять необъятное», потому что мир, явление, объект подвержены постоянному движению, изменениям. Это должен знать и учитывать каждый исследователь. Когда план ставят выше дела, то хозяйство (организация) становится неповоротливым, слабо реагирует на «ветер перемен». Если изучается ряд однотипных предметов и явлений, то исследование не должно напоминать догматически аккуратно заполненную анкету – совершенно одинаковую для всех и вся.
А теперь о главной части работы… Если избранная тема уже изучалась предыдущими исследователями, то прежде всего необходимо изложить то, что уже известно. Бывает, что учебные работы на этом и заканчиваются. Но есть сложность: всю литературу по теме практически никто не одолеет, поэтому надо читать основное (в этом вопросе роль наставника определяющая!).
К литературным источникам начинающий исследователь должен относиться очень и очень критично. По простоте душевной многие люди продолжают верить в непогрешимость печатного слова. Но это самообман. Есть авторы, которые объективно стояли и стоят на научных позициях, однако есть и такие, которые никем из научных кругов не признаны, авторитета не имеют или даже вовсе не научны (излагают полнейший бред и отсебятину!).
Не подумайте, что учебная работа требует от молодого исследователя только правильного изложения общеизвестных фактов. Если действительно наработаны свои собственные факты, идеи и мысли, то надо их сопоставить с теми, о которых читали, выявить возможные противоречия. Возможно, новые наработки как раз и поспорят с теми, что были известны раньше. А если это так, то надо понять, почему. Неожиданные выводы, сделанные даже в школьных исследованиях, как раз и могут привести к настоящему открытию.
Интересные выводы, подмеченные закономерности – это новый шаг к познанию мира, это появление нового правильно поставленного ума, способного разрешить «неразрешимые» до его появления задачи.