Главное, как сказал некий человек, – это «просечь фишку», «врубиться в систему», а дальше все будет намного легче.
Когда Ваш покорный слуга только начинал свой певческий путь, стоило ему только запеть какую-нибудь понравившуюся песню, ему тут же говорили: «Не порти музыку!» Тем не менее, автор петь не бросил, и уже через пару лет самый строгий критик – мой родной брат – сказал: «Слушай, у тебя теперь намного лучше получается...»
Итак, воодушевленный таким замечанием, не претендуя на почетное звание нобелевского лауреата или как минимум на открытие новой модели велосипеда, постараюсь коротко изложить, как у меня это получилось и как же на самом деле легко научиться петь!
Первое, чего мы попытаемся достичь – это слух. Почему не голос?
Голос появится со временем в процессе тренировок и собственно пения. А вот с музыкальным слухом люди могут ощутить проблемы с самого же первого занятия. Однако спешу успокоить тех, кому медведь уже успел потоптаться по ушам: музыкальный слух есть практически у всех – его просто нужно хоть чуточку развить.
С чего мы начнем? С унисона. Унисон – это явление, когда два разных по источнику звука звучат на одинаковой высоте. Наша задача – научиться подстраивать свой голос почти под любой звук, который мы можем услышать.
Как это делается? Первым делом ищем какой-нибудь источник монотонного протяжного звука (гудок телефона, гул мотора, зажатая клавиша на синтезаторе или фортепиано, звук гитарной струны и т.п. – все ограничивается лишь Вашей игривостью и Вашей же фантазией).
Нашли? Теперь постараемся в этот звук «попасть» своим собственным голосом.
Получилось? Нет?.. Давайте разбираться.
Как это вообще делается и чего мы в итоге пытаемся достичь?
Есть две техники. Первую мы назовем «Ткнуть пальцем в небо». Почему она так называется? Потому что с непривычки сразу же «поймать» унисон по этой технике почти невозможно (по крайней мере, я такого человека еще не встречал). Суть ее такова: стоя рядом с источником звука, попытаемся на разный манер («а-а-а-а!», «о-о-о-о!», «м-м-м-м!») издавать монотонные звуки на разной высоте в надежде, что в следующий раз уж точно попадем в этот таинственный и неизведанный пока унисон!
Как и сказано выше, для нас с Вами эта техника пока малопригодна.
Вторая техника: «Ковровая бомбардировка».
Суть: все так же стоим рядом с источником протяжного монотонного звука (то есть звука на одной высоте) и своим голосом «мычим», «жужжим», гудим, кричим, «а-а-а»-каем или «о-о-о»-каем звук, чем-то похожий на гул ускоряющегося автомобиля, прогревающего двигатели самолета, раскручивающейся циркулярки или переходящей к отжиму белья стиральной машинки. По-научному такой музыкальный ход называется глиссандо, мы же назовем это «подъезд»: своим голосом мы «собираем» все звуки по направлению вверх или вниз. Потому эта техника и названа мной «Ковровая бомбардировка» – уж от нее-то не укроется ни один затерявшийся где-то тон или даже полутон!
Итак, мы научились «подъезжать» своим голосом вверх или вниз. А как узнать, когда же этот вожделенный унисон будет достигнут и заполучен? Очень просто! Из школьно курса физики мы знаем, что есть такое физическое явление как резонанс – два звука, сливаясь в один, усиливают свое звучание в два раза.
Когда я впервые достиг унисона и в тот же миг ощутил усиление звука, то был ошарашен этим явлением: я «мычу» ноту со своей обычной силой, а слышу ее намного более громкой. Здесь-то и начались мои творческие поиски и моя певческая карьера. Сначала, узнав и освоив унисон, я учился подпевать, потом стал певчим в нашем вузовском хоре, потом стал ведущим голосом и даже побывал за пультом руководителя небольшой певческой группы...
Я постарался в этой статье подвести Вас к новому и, может быть, неожиданному открытию, что петь на самом деле очень просто и интересно. Главное – нужно только просто «просечь фишку»...
Желаю Вам успехов!