Как объяснить ребенку, что такое язык? Местоимения и служебные слова

Вроде бы мы перечислили все, что нужно языку. Но забыли о коротеньких словечках, без которых никак не обойтись. Они обозначают того, кто действует.

Вот, например, по улице идет человек. А если спросить его, что он делает? Ответит: Я иду.

Говоря о себе, человек скажет «я».

Обращаясь к другому, назовет его «ты» или, вежливо, «Вы».

– Ты любишь мороженое?

– А Вы его разве не любите?

Рассказывая о другом человеке или предмете, назовет его имя или употребит слово «он».

Он пришел, она дразнится, оно (молоко) горячее.Только тот, кому рассказывают, должен уже знать, о чем идет речь. Они окружают город. Горы? Леса? Или, может быть, враги?

Эти слова называются местоимениями. Их употребляют «вместо имени». Они не называют того, кто действует, а как бы указывают на него.

Местоимения отвечают на вопросы «Кто?» или «Что?»

– Кто здесь? – Я. Кто за это ответит? – Ты.

– Кто съел варенье? – Он! (покажем на щенка).

Местоимения могут отвечать еще и на вопрос«Чей?»

– Чей ребенок? – Мой, твой, ее, его.

– Чья собака? – Моя, твоя, ее, его, наша.

– Чьё солнце? – Ничьё!

Местоимения могут еще указывать на признак:

Собака (какая?) – та или эта?

Ребенок – тот или этот?

Дерево – то или это?

Эти скалы красные. А те – серые.

Вопросы, которые мы задаем, это тоже местоимения.

– Кто пришел?

– Я.

– Что принес?

– Рыбу.

– Какую?

– Большую-пребольшую!

– Сколько таких рыбин?

– Десять!

А еще местоимения помогают назвать предмет, про который ничего не известно.

Пришел кто-то (не знаю, кто). Он принес какое-то (не знаю, какое) что-то (не знаю, что). Принес несколько (не считал, сколько, но больше двух).

Вот какие полезные слова местоимения!

Мы выяснили, что каждое слово что-то обозначает: или предмет, или его признак, или количество чего-нибудь, или действие. А есть ли в языке слова, которые ничего не обозначают? Есть.

Это служебные слова. Сами по себе они не обозначают ничего. Ну, действительно, что такое «по»? Но поставьте его перед существительным, и оно сразу приобретет смысл.

Вот дорога. Я иду по дороге. Или по улице. Или по мостику.

Вот стул. Я сижу на стуле. Или на столе.

А лететь можно над землей, над лесом. Или по небу.

Спрятаться можно за шкаф. Или за кровать. Можно и под кровать. Но тогда тебе придется из-под нее вылезать.

Такие служебные словечки, которые помогают связывать слова, приспосабливать их друг к другу, называются предлогами. Кстати, название у них тоже говорящее: «пред» – то же самое, что «перед». А логос по-латински – «слово». Так где стоят предлоги?

Есть в языке и другие полезные словечки. Это союзы. Они помогают показать отношения между понятиями. Вот, например, ты собрался гулять. А тебя не пускают. Потому что на улице не день, а ночь. Союз «а» показывает, что два слова имеют совершенно разное значение, противоположное. Они противопоставлены друг другу, они враги. А союз «и» наоборот, показывает, что слова – друзья.

Например:

У нас в доме живут собака и кошка.У меня есть брат и сестра.В портфеле лежат учебники и тетради.

А еще союз «и» показывает, что два действия происходят или в одно и то же время, или одно за другим:

Солнце светит и греет (сразу и то и другое).Я утром встал и пошел в школу (сначала встал, а потом пошел).

Ну вот, мы выяснили, из чего строится язык. Не просто из слов – они как бы рассортированы у нас в мозгу по назначению. Совсем как в конструкторе. Детали могут быть разными по цвету, по размеру, но если они лежат в одном отделении, значит, у них одно предназначение – быть или колесом, или окном, или частью стены. Построить из готовых деталей можно все, что угодно.

Только почему же у одного получается высотный чудо-дом, а у другого – кособокая избушка? Правильно. Надо знать, как эти детальки соединять, то есть знать правила. В языке – то же самое: надо знать, как строить свою речь.

Но об этом мы поговорим в следующий раз.