Вообще-то не совсем педагогические, потому что могут пригодиться для любого массовика-затейника или для проведения тренингов. Итак, перед вами группа средних или старших классов или просто молодых людей, в которой все друг с другом незнакомы. Если вам предстоит с ними в дальнейшем общаться и нужно добиться хороших результатов в какой-либо сфере деятельности, выбранной вами, то необходимо создать атмосферу доверия, снять напряжение и неловкость.
Для начала важно организованно познакомиться, этот этап основополагающий для дальнейшего взаимодействия с группой. В этой статье мы рассмотрим проверенные на практике варианты таких игр.
«Снежный ком» – самая простая и доступная игра.
Чтобы было веселее, в качестве «снежка» возьмите симпатичную мягкую игрушку. Начинать лучше с себя: вы называете свое имя и на первую букву имени какую-либо черту своего характера, например: «Татьяна – терпеливая». Передается игрушка по кругу, каждый последующий называет все предыдущие имена и черты характера, добавляя к названному списку свои данные. Заканчивает эту игру ведущий, чтобы последний играющий не смущался взвалившейся на него обязанности быть завершающим аккордом в столь нелегком деле на проверку памяти.
Минусы игры: не годится для больших и застенчивых групп, превращаясь в скучное и неинтересное занятие. Время проведения – 5-10 минут.
«Стежок назад иголку»* – вариант «Снежного кома», который подходит для больших групп, когда каждый последующий повторяет только то, что сказал предыдущий участник. Время проведения – 5-10 минут.
«Три факта о себе». Игра хороша для школьников средних классов, хотя и может отлично пройти в креативной группе. Каждый участник должен вспомнить о себе 2 реальных факта и один ложный. По очереди ребята рассказывают о себе то, что приготовили. Задача группы угадать с помощью наводящих вопросов, какой из прозвучавших фактов не является реальным. Правило: обязательно необходимо назвать свое имя, и спрашивающие начинают вопрос с имени выступающего участника. Может участвовать ведущий. Длительность игры – 5-15 минут.
«Восточный базар». Для его проведения понадобятся заранее разрезанные на 6 (можно на 8) частей листы бумаги, ручка у каждого участника и пространство, позволяющее свободно передвигаться. Перед тем, как попасть на «восточный рынок», необходимо подготовиться: все играющие (кроме ведущего) получают по 6 листочков бумаги, на которых пишут свою фамилию и имя. Листочки сворачиваются, складываются в шляпу (другую емкость, на центр стола) и перемешиваются.
Ну а теперь начинается самое интересное: ребята разбирают наугад по 6 свернутых в трубочку «документов», разворачивают их, и – начинается базар! Суть его состоит в том, чтобы выменять свои листочки у соседей, можно идти на хитрость, можно спорить, уговаривать и т.д. Важно выкупить свои автографы у участников базара. Ведущий поддерживает накал страстей, первые три покупателя, которым удается приобрести дорогой товар, становятся победителями и награждаются на усмотрение педагога. Какой бы сложной игра ни показалась на первый взгляд, проходит она на ура в группах школьников средних классов, потому что в ней содержится соревновательный элемент. Время проведения – 10-15 минут.
Следующая игра без названия. На столе должно лежать много карточек или карандашей, фломастеров и т.д. Участникам предлагается взять предметов столько, сколько захочется. Затем, когда все разберут, предлагается на каждый карандаш (карточку) сказать о себе какой-нибудь факт. Обязательное условие: в начале рассказа о себе необходимо назвать свое имя. Время проведения – 5-10 минут.
«Имя твое – снежинка в руке…»*. Если вы желаете потратить больше времени на знакомство, если необходимо создать надежную, комфортную обстановку в группе, то стоит провести это упражнение. Лучше, чтобы участники сидели в кругу или так, чтобы они видели друг друга. Они по очереди представляются и рассказывают о своем имени. Для облегчения разговора можно приготовить шаблон вопросов (на отдельных листочках или на доске), на которые можно при желании опираться по ходу рассказа.
Вот примерный список вопросов:- Как меня обычно называют разные люди?- Как я предпочитаю, чтобы меня называли?- Кто выбрал мне имя?- Нравится ли мне мое имя?- Носит ли это имя кто-то еще из родственников?- Кого из именитых тезок я бы вспомнил?- Что означает мое имя?- Хотел бы я, чтобы меня звали иначе?- Были ли какие-то смешные случаи, связанные с вашим именем?
Можно ограничить время выступления участников и следить за регламентом, но лучше не торопиться и спокойно выслушать каждого выступающего. Эта игра хороша, когда заканчивается блок знакомства, она настраивает участников на лирический лад. Время проведения – 10-20 минут.
«Формула моей личности»* – игра подходит для креативных групп (для старшеклассников, для молодежи и т.д.). Каждый участник должен придумать формулу, которая отражает его личность: черты характера, интересы, увлечения, таланты и т.д. Чаще всего используются математические знаки, например: Анна = авантюризм + творчество + жизнерадостность + лень. Иногда формулы могут напоминать химические.
После выполнения этой части задания участники должны выступить перед почтенной публикой на «научной конференции» с докладом об открытой ими формуле. Варианты вступлений могут быть разными: можно формулу выписывать на доску и рассказать о ней группе, можно изобразить на листе и прикрепить себе на грудь, свободно передвигаясь и рассказывая о себе друг другу. Ведущему необходимо сделать позитивные выводы из всего услышанного: если повторяются качества, значит «нас многое объединяет», если много различий, сказать об индивидуальности каждого и т.д. Может участвовать ведущий. Время проведения – 10-15 минут.
«Пудинг, это Алиса. Алиса, это Пудинг»* – это упражнение хорошо проводить уже на второй стадии знакомства, когда уже имена участников известны, но хотелось бы познакомиться поподробнее. Группа разбивается на пары. У каждой подгруппы есть 5-7 минут, чтобы пообщаться друг с другом. Ребята рассказывают о себе, задают друг другу вопросы. Ведущему можно направить разговор на определенную тему, если это связано с целями занятия (тренинга, мероприятия). Но лучше предоставить участникам самим выбрать русло разговора.
У этого упражнения есть два варианта дальнейшего развития. Мы проводили игру по первому сценарию, и он оказался лучшим. После беседы все превращаются в журналистов. Задача состоит в том, чтобы в течение 3-5 минут написать заметку о своем визави, в которой будет содержаться и фактическая информация и свое впечатление от собеседника. После того как задание выполнено, группа собирается в кружок и «журналисты» по очереди представляют свои репортажи. Герой заметки может скорректировать сказанное о нем (при желании).
Второй сценарий попроще, в нем участники перевоплощаются друг в друга, и рассказ ведется от первого лица. Это вызывает, в основном, дискомфорт у ребят, потому что никому не хочется, чтобы кто-то присваивал себе «мое», личное и уникальное. Поэтому об этом не будем подробно говорить. Время проведения – 15-20 минут.
Вариантов таких игр немало и, на мой взгляд, те, что представлены, самые интересные, простые и достаточно выполняют свою функцию: организацию знакомства. Очень важно, чтобы первое мнение окружающих сложилось максимально ярким не только для участников, но и для ведущего. От этого зависит успешность вашей совместной работы.
* Эти игры взяты из источника: Сто разминок, которые украсят ваш тренинг / сост. Авидон И., Гончукова О. – СПб.: Речь, 2007. – С.3-67.