Как освоить музыкальный инструмент? Многоголосные инструменты

В предыдущей части мы рассмотрели функциональную основу современной музыки как в части гармонических функций мелодии, так и в части функций отдельных голосов.

Гармонические функции могут быть устойчивыми и неустойчивыми. Голоса делятся на мелодический, дополнительный (солирующий, имитирующий…), бас и вспомогательные (заполняющие) голоса аккомпанемента, расположенные по высоте между басом и мелодией.

Музыка воспринимается нами серьезно только тогда, когда в ней присутствуют голоса, которые позволяют определять окраску и устойчивость той или иной части произведения. То есть когда у нас есть «аккомпанемент» или аккорды. Эти аккорды очень часто записывают прямо над мелодией в буквенно-цифровом виде.

Иногда их называют цифровкой или как-нибудь еще. Для понимания такой записи лучше всего обратиться к какому-нибудь учебнику джазовой или эстрадной гармонии. Стандартный учебник «классической» гармонии не содержит всех современных вариантов аккордов.

В таких учебниках рассматривается соотношение аккордов, их последование в различных вариантах. Следует только понимать, что гармония зависит от стиля, в котором исполняется произведение. Гармония венской классики отличается от гармонии рока или джаза, хотя общие законы у них и одинаковы. Поэтому следует приобретать учебник по соответствующему стилю. При этом необходимо, конечно, слушать, слушать и слушать лучших представителей выбранного стиля.

«Серьезная» музыка исполняется на «серьезных» инструментах. К ним можно отнести те, которые одновременно издают несколько звуков. Например, клавишные. Орган, фортепиано и другие подобные инструменты позволяют одновременно извлекать десять и более звуков. Струнные, типа гитары или арфы, также позволяют издавать несколько звуков одновременно. И этим звукам придаются функции отдельных голосов. Нижние звуки относят к басу. Верхние – к мелодии и соло.

Чтобы играть что-либо на таких инструментах, необходимо на начальном этапе научиться «подбирать» мелодию. Или придумывать ее самостоятельно. По ходу развития мелодии необходимо понимать степень устойчивости-неустойчивости самой мелодии. И соответственно выбирать необходимые гармонические функции (аккорды).

Понятие устойчивости относится к конкретной ноте мелодии. Если в данном месте мелодию хочется продолжать дальше, то это неустойчивое место. А если ощущается завершенность, то необходимо применять устойчивую функцию, тонику.

Можно начинать осваивать инструмент не с мелодии, а сразу с аккомпанемента, аккордов. Так обычно делают на гитаре. При этом все равно необходимо понимать, как развивается мелодия и как с ней сопрягаются аккорды. Исполнение отдельных аккордов без мелодии гораздо проще на начальном этапе. Мелодию можно поручить собственному голосу.

При выборе аккордов следует не только смотреть на конкретные ступени мелодии и к ним относить аккорды, а смотреть на развитие. Так как именно мелодия в движении определяет функциональность каждого конкретного звука.

При самостоятельном освоении инструмента на начальном этапе можно вообще ограничиться двумя аккордами. Для первой, третьей и пятой ступеней мелодии можно взять трезвучие первой ступени (тонику), а для остальных ступеней – трезвучие пятой ступени (доминанту). По такому принципу была построена первая русская гармонь «пятиклапанка». У нее было всего два аккорда, а под мелодию отводилось пять клавиш. Однако огромное количество народных наигрышей существует всего на три клавиши! И два аккорда! Стоит, правда, учитывать, что пять клавиш гармони – это полторы октавы, что немало.

Следует также учитывать, что при проходящем движении через, например, вторую ступень между первой и третьей можно использовать как чередование функций (тоника – доминанта – тоника), так и только тоническое трезвучие. Все зависит от темпа и решаемой задачи. Обычно смена аккордов (гармоническая пульсация) происходит один-два раза за такт при смене слабой доли на сильную. Но иногда одна и та же функция может продолжаться несколько тактов. Можно, например, при быстром проигрыше целой гаммы использовать только тоническую функцию (трезвучие первой ступени). Это делается в том случае, когда нам надо дать понять, что мелодия на этом участке устойчива.

В дополнение к описанным выше функциям существует еще одна интересная деталь. Она называется у профессионалов «педаль». Это повторение одного и того же звука независимо от ступеней мелодии. Обычно это первая ступень в начале и конце и пятая в середине произведения. Соответственно, они создают ощущение устойчивости (первая ступень) или неустойчивости (пятая ступень). А на фоне этой педали могут независимо двигаться аккорды аккомпанемента и сама мелодия. Функцию педали может выполнять и аккорд. Тоническое трезвучие или доминантовое (на пятой ступени).

Научившись играть аккорды, можно приступить к оснащению всей композиции простыми солирующими мелодиями, дополняющими и украшающими песню. Такое «вторящее» соло может быть подобрано просто в параллель основной мелодии. Например, в октаву или через ступень (в терцию). В стиле русской народной песни этот голос может то сходиться в унисон, а то расходиться в октаву. Такой вариант называется подголосочной полифонией. Традиционное исполнение старинных русских песен является хорошим примером такого многоголосия.

В теории музыки существуют разные виды многоголосия (полифонии). Тем, кто хочет серьезно подойти к этому вопросу, лучше обратиться к соответствующему учебнику. В нем подробно разбираются различные виды музыкального изложения.

При всем вышесказанном надо учитывать, что аккомпанемент с мелодией в чистом виде (одновременно звучащие звуки аккорда: мелодия, бас и два средних голоса) звучит довольно редко и выглядит неуклюже. Поэтому обычно на многоголосных инструментах аккорды могут применяться в последовательном изложении своих звуков. Последовательность может быть любой, с повторением как отдельных звуков, так и всего аккорда в определенном ритме. Этот прием профессионалами называется фигурацией аккорда. Многие даже принимают это за мелодию, настолько самостоятельным выглядит подобное изложение аккорда.

Например, при использовании только двух аккордов можно использовать следующую фигурацию в До мажоре (C). Для тоники: сначала До (C), потом октавой выше одновременно До (C) и Ми (E). Для доминанты использовать септаккорд пятой ступени: сначала Соль (G) , потом одновременно Ре (D) и Фа (F). Ноты До (C) и Соль (G) формируют простую линию баса. При этом, конечно, можно разнообразить такую фигурацию различными повторениями. Например, для вальса вторая часть аккорда повторяется дважды. А на завершении музыкальной фразы можно брать аккорд целиком.

Дополнительно голоса могут быть усилены параллельными октавами или другими интервалами. Вплоть до того, что одновременно играется один и тот же аккорд на разной высоте.

Понятно, что такое многообразие функций на многоголосном инструменте должно отдаваться конкретным пальцам, рукам или ногам. Например, на органе ноги обычно исполняют партию баса. Там у органа снизу целая клавиатура с клавишами из балок. На фортепиано левая рука обычно исполняет аккомпанемент, а правая – мелодию и соло. Иногда обе руки используются для аккомпанемента пению. Однако все эти принципы могут быть изменены по желанию и в зависимости от решаемой задачи.

Продолжение следует...