Кто-то нашел на чердаке старую трофейную цитру, оставшуюся от прадеда. Кто-то обожает блок-флейту, но не знает, что с ней делать. В своих статьях я постараюсь коротко предложить методы освоения любого музыкального инструмента. Ориентирован текст на тех, кто хоть немного знаком с элементарной теорией и знает, чем нота До (C) отличается от ноты Ре (D).
К сожалению, современная академическая методика обучения игре на музыкальных инструментах не позволяет свободно осваивать любые инструменты. Чаще всего она вообще убивает дух свободного музицирования и желание заниматься.
Один из известных в мире скрипачей Иегуди Минухин жаловался перед камерой, что не мог свободно играть на скрипке (скрипач с мировым-то именем!). Еще он откровенно завидовал цыганским скрипачам, с детства свободно и легко владеющим инструментом.
Для того чтобы свободно осваивать музыкальные инструменты, необходимо понимание следующих основных моментов:
Во-первых, что такое современная музыка вообще.Во-вторых, как эта музыка укладывается на конкретный инструмент.В-третьих, какие основные технические приемы необходимы для исполнения музыки.
В современной музыкальной школе обычно начинают с третьего. На нем же чаще всего и заканчивают, увы. А собственно понимание музыки оставляют на училище или на институт. Да и то, скорее, это относится к композиторам, а не к исполнителям. Для исполнителя есть ноты с четким указанием, что и как делать. А где простому человеку найти ноты для цитры, которую дедушка привез с забытой войны? И вообще, что она за зверь такой? Не всякий знает это, настолько она необычна для нашего глаза. А вот в Германии и Австрии она была довольно широко распространена.
По сравнению с нашими исполнителями любой цыганенок из глухой румынской деревни может оказаться более виртуозным скрипачом. Хотя он, может быть, и читать-писать не умеет, не говоря уж о нотах. А может, еще и штанишек-то не носит. Налегке бегает со скрипочкой. Он с детства растет в музыкальной среде, постигает музыку как она есть, а не премудрости гамм и прочих упражнений. И только по достижении определенного возраста получает какой-то инструмент. Или сам находит на свалке старую мятую трубу и начинает пытаться извлекать из нее музыкальные звуки, подражая старшим.
Так что же собой представляет современная музыка?
Музыка за всю свою историю менялась не раз. Менялись мелодии, менялись музыкальные инструменты. Но собственно основа музыки менялась гораздо реже. Эта основа называется у профессионалов музыкальным складом. Современный склад, именуемый гомофонным, существует уже несколько столетий, хотя музыка Моцарта очень сильно отличается от джазовых композиций.
Этот самый склад по природе своей является многоголосным. И в большом количестве голосов можно, конечно, с непривычки запутаться. Однако каждый голос имеет свою функцию и, несмотря на сильные различия, функции голосов в симфонии Моцарта ровно те же, что и в произведениях современных попсовых композиторов. И основой всех этих голосов является все так же мелодия, которую мы напеваем в ванной или на привале у костра.
Мелодия в музыке является основой всего построения. В каждой ее ноте заключается определенная функция, которая раскрывается в аккорде аккомпанемента. Этот самый аккорд является, таким образом, неотъемлемой частью самой мелодии. Именно поэтому простая мелодия на какой-либо дудочке и не рассматривается нами подсознательно как серьезная музыка. И не один музыкальный продюсер, скорее всего, не станет слушать мелодию без сопровождения, какой бы гениальной она ни была.
Часто можно слышать, что аккорды «подбирают». Однако это очень непроизводительно и говорит о непонимании функциональной сути мелодии. И записывают аккорды обычно по названиям нот. Хотя значение их раскрывается только в ступени относительно главной ступени всего мелодического построения. Эта главная ступень называется тоникой, и на ней обычно заканчивается мелодия.
Все функции мелодии делятся по своей устойчивости. В качестве конечного аккорда обычно используется самый устойчивый (тоника). А все промежуточные могут быть устойчивыми или неустойчивыми. Такая смена функций придает мелодии дополнительную окраску и движение.
Некоторое отличие в соотношении мелодии и функционального аккомпанемента можно увидеть в джазовых импровизациях. Там основой является определенная последовательность функциональных аккордов. А импровизируемая мелодия развивается в рамках заданной последовательности. Но при этом мелодия остается достаточно независимой, хотя и сохраняется четкая связь между мелодией и функциональным аккомпанементом.
Кроме основной мелодии и аккомпанемента, существуют дополнительные голоса. Это вторая мелодия, часто именуемая «соло». При ансамблевом исполнении она поручается какому-либо яркому инструменту. При игре на инструменте типа фортепиано (когда исполняются все голоса на одном инструменте) – это обычно верхние или средние голоса. Она независима, но, в той или иной степени, укладывается в рамки существующей функциональности. Примерно как в джазе. Таких независимых голосов может быть несколько. Но такое построение слишком сложно для восприятия и редко применяется в массовой музыке.
Мелодия с аккомпанементом представляет собой неразрывное целое, как уже упоминалось. Но и в этой «монолитной» структуре выявляются относительно самостоятельные голоса. Это сама мелодия и бас. Именно поэтому так важна бас-гитара в современной популярной музыке или контрабас в джазе. Они ведут линию баса, фундамент всей композиции.
В этой статье мы рассмотрели первый пункт из приведенного выше списка. В следующей рассмотрим, как использовать многоголосные инструменты.