Как пережить ЕГЭ-2009? И по ком прозвенят сувенирные колокольчики нынешних выпускников?..

На прошлой неделе я расписалась за то, что ознакомлена с Положением о сдаче ЕГЭ. Наверно, это правильно: подтверждать собственноручной подписью подобные действия… но само зачтение его вызвало у родителей состояние, близкое к шоку. Одна эмоциональная мамаша воскликнула, прервав повисшую в классе тяжелую паузу: «Как же так?! И слушать-то было страшновато, хоть самим не идти, а дети ж еще и волноваться будут!».

Ох, уж эти сердобольные родители… Вечно они переживают за своих чад великовозрастных не меньше, чем за малышей.

Ну, что стоит современной раскованной молодежи пережить дискомфорт конвоирования по коридору дежурным по этажу и передачу из рук в руки дежурному по туалету в случае возникшей надобности!

Ну, отберут мобильник на пороге школы, тоже не самое тяжелое унижение: зачем брал-то, коль не позволено? То, что в родных стенах (которые, как известно, помогают) нельзя сдавать тесты – это вообще не новость, а замену пятибалльной системы оценки на зачетную некоторые вообще приняли за добрый знак. Но я непроизвольно сказала про себя: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». И не зря, как очень скоро выяснилось (об этом – чуть позже).

Весь год продолжается какая-то непонятная чиновничья канитель… Почему к началу учебного года не был готов пакет нормативных документов, раз объявлено было, что экспериментальный этап проведения ЕГЭ завершен? То есть все надлежащие выводы сделаны, процедуры отработаны и т.д.

Почему осенью от семей требовали сообщить о выборе дисциплин для сдачи экзаменов, хотя с вузами этот вопрос еще не был решен? Почему в феврале было объявлено о замене экзаменационных предметов во многих вузах? Особо ответственным выпускникам, посещавшим долгосрочные (например, двухгодичные) подготовительные курсы или усиленно занимавшимся с репетиторами, отгрызая по кусочку гранит знаний, была поставлена откровенная подножка.

Мечтал отличиться эрудицией по мировой художественной культуре? А не будет такого экзамена нынешним летом. Готовился блеснуть на обществознании? Ничего, пойдешь сдавать иностранный язык. Страна забурлила, и во многих местах – не напрасно. Вот в Челябинске, говорят, народ отбился от этого сюрприза. И ведь действительно – сам народ. Уважаю.

А в апреле – бац! – опять новенькое (подумайте, за месяц до экзаменационной страды!). Кто там радовался зачетной системе ЕГЭ? Внимание: проходной балл на зачет, т.е. нижний порог успешной сдачи будет определяться… после того, как экзамены состоятся. Не все, конечно же, а по конкретному предмету.

Мне эта, с позволения сказать, норма почему-то напомнила игру в наперстки. Никак не укладывается в голове, что можно признать правовым решение о любой аттестации без разработанных критериев оценки. И это при том, что приказом Министерства образования и науки РФ № 362 от 28 ноября 2008 г. было утверждено Положение о сдаче ЕГЭ с иными правилами.

На вынесение вердикта контролерам-экспертам отводится 6-8 дней после каждого экзамена. Затем следуют двое суток, в течение которых сохраняется право на апелляцию результатов. Причем оговаривается, что вместе с родителями могут появляться в соответствующих комиссиях только несовершеннолетние выпускники и признанные частично дееспособными.

И, наконец, еще три-четыре дня будет дано бедолагам, потерпевшим фиаско в презентации своих знаний по русскому языку или математике, чтобы попытаться пересдать ЕГЭ. Вот такой любопытный график установили для подросших россиян, что родились в одном из самых провальных по демографии годов.

Это время осталось в памяти незабываемым: сколько косых взглядов и осуждающих реплик было брошено вслед женщинам, посмевшим забеременеть в 1992-м! Сколько слез было пролито ими, когда в одночасье цены на пеленки, не говоря уже о прочем, взлетели неимоверно.

У меня на ту пору была весьма приличная зарплата – 350 рублей в месяц, не считая премий. Оказалось, что если не есть – не пить, то можно этих самых пеленок приобрести целый десяток. А что, я тогда пеленками и мерила цены. Да и не я одна. А потом были многочасовые очереди за дефицитами для младенцев, выдача которых отмечалась в специальной тетрадочке с подписями и печатями.

Обстрел Белого дома в 1993-м тоже нас коснулся: молочная кухня находилась аккурат напротив, в Проточном переулке. А дефолт 1998-го съел детские вклады в Сбербанке, лично у меня – половину немалых декретных выплат, которые были отложены на совершеннолетие дочери.

А дети этого поколения все равно выросли. Но либо я чего-то не понимаю, либо организаторы трудностей семьям, допустившим пополнение «первичной ячейки общества» в то время, специально к нынешнему дню обосновались на тех именно властных позициях, которые позволяют им по-прежнему мстить родившим и родившимся тогда за причастность к самому большому чуду на Земле – появлению на свет Божий. Эх, Россия-матушка...