В первой части мы пришли к выводу, что выигрывает тот студент, который имеет свой (иногда понятный только ему) конспект лекции.
В этой части мы поговорим о некоторых «секретах» ведения записей на лекции.
Наиболее приемлемо в условиях лекционного занятия тезисное конспектирование. Тезисы – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Они лаконично выражают суть услышанного, дают возможность раскрыть содержание.
Приступая к работе на лекции, необходимо психологически подготовить себя к восприятию нового материала.
Обращать внимание на места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую лектор выделяет интонационно либо отмечает словами, например, «это важно», «отметьте, что...», «важнейшее в данном случае...», «необходимо записать» и т.п.
Нередко необходимо «свернуть» текст, чтобы успеть записать основное, например:
Не следует писать: мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев…; по последним подсчетам зарубежных социологов…; имеющиеся данные показывают, что…; представляет собой; для того чтобы; сближаются между собой.
Следует писать:в ряде случаев…;по подсчетам…;по данным...;представляет;чтобы;сближаются.
Одним из эффективных способов увеличения скорости записи учебной информации является сокращение слов. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный для его восстановления в конспекте. Как показывает практика, студенты, особенно младших курсов, не успевают записывать даже основные мысли на лекции вследствие того, что не умеют грамотно сокращать. Предлагаем несколько различных общеупотребительных сокращений из нашей студенческой практики:
1. При записи существительных можно отбрасывать середину слова (гос-во, рев-ция, уч-ся, кол-ва, пед-ка, псих-гия, образ-ние).
2. Целесообразно применять общепринятые условные сокращения и аббревиатуры:
абс. – абсолютный; авт. – автономный; АН– Академия наук;
общепринятые знаки: # – то-то не есть то-то, > – больше, < – меньше, NB! – очень важно!,V – сравнение, сопоставление и другие.
3. Часто встречающиеся окончания можно обозначить волнистой линией. Например, в словах «значение», «изменение», «движение», «течение» и прочих подобных можно вместо одинакового суффикса нарисовать волнистую линию.
В словах «компетентность», «общительность», «обаятельность» конечное «-ность» обозначить Ђ: компетеЂ, общительЂ и т.п.
4. Вместо обычных сокращений, гораздо более эффективно использовать такие приемы, как гипераббревиатура (вместо целого слова используется начальная буква, обведенная линией), пиктографию и иероглифику (использование рисунков), специальные способы записи окончаний. Вместо длинного слова «революционная» (борьба) можно используем букву «Р», заключенную в кружок.
5. Использовать индивидуальные сокращения, которые могут быть понятны лишь самому автору конспекта. Так, интересны сокращения, встречающиеся в дневниках Н. Г. Чернышевского: ЖЗ – жизнь и Х – если.
6. Если вы владеете стенографией, она в этом деле вам очень пригодится.
7. Считается, что легче конспектировать технический текст, так как в точных науках существует множество общепринятых символов и знаков. Но символы и знаки точных наук можно использовать для конспекта на любую тему. Например, – сумма, 1/2 – половина, – корень, – бесконечность и многие другие.
8. Можно завести свой словарик сокращений на последнем листе конспекта, чтобы после не тратить времени на разгадывание смысла значков.
Используя общепринятые сокращения и придумывая свои, в скором времени вы приблизите скорость вашего письма к скорости речи преподавателя.
Конспектирование осуществляется по этапам:
прием информации;переформулирование и фиксация.
Прием информации – восприятие учебной информации из уст лектора, который осуществляется слуховым анализатором. На осмысление услышанного влияют:– уровень общей культуры конспектирующего;– уровень его профессиональных (специальных) знаний;– уровень языковой культуры. Поэтому каждому обучающемуся необходимо развивать как общую культуру, так и уровень профессиональных знаний и языковую культуру.
Переформулирование (трансформация) – обработка информации с целью быстрой записи. Подобная переработка информации приводит к уменьшению ее объема за счет исключения ненужных слов и подробностей, всевозможных повторов, частностей, лишних деталей и т.п.
На лекционном занятии в условиях нехватки времени целесообразно применять линейно-последовательный способ конспектирования, при котором применяют плакатно-оформительские средства, которые включают в себя следующие:
Отмечайте степень важности информации. Вертикальный штрих по правому краю с надписью:
NB! или ОЧ ВАЖН позволит вам не тратить время на подчеркивание всего абзаца.
ПРОЦИТ будет значить, что надо выучить и процитировать при ответе на семинарском занятии весь абзац целиком.
ПРОЦИТ. СВ. – указание, в каком месте ответа должна появиться эта цитата.
Помечайте все места, к которым собираетесь вернуться.
При первом перечитывании лекции некоторые места могут вам показаться неясными. Их пока оставьте в покое и напишите на полях ПЕРЕЧИТ. Разберетесь с ними, когда чтение остальных текстов поможет прояснить идеи.
Выделяйте жирным (или другим) шрифтом особо значимые слова. Например, определение какого-либо понятия целесообразно написать жирным шрифтом, чтобы сразу увидеть. Пользуйтесь разными цветами. Возьмите тонкие фломастеры. Пусть цвет, который вы выбрали, что-либо обозначает. Например, красный – выделение основной мысли, зеленый – выводы и др. Цветные фломастеры очень помогают при логическом освоении учебного материала.
Кроме того, можно:использовать маркеры;применять подчеркивание; заключать в рамку главную информацию;сдвигать текст конспекта по горизонтали; сдвигать текст конспекта по вертикали.
И напоследок:
NB! Возьмите на вооружение шесть ключей к успешному конспектированию:
– записывать; – сокращать; – структурировать;– излагать; – отображать; – просматривать.
Успехов вам!