«Судьба цивилизации сродни рукоделию. Когда на душе неспокойно, берешь иголку с ниткой – и волнение как рукой снимает.»
Фрэнк СаливанОдно время мой непоседливый характер сильно нервировало, когда надо было какую-то часть швов выполнять вручную. То ли дело на машинке – вжик! – и готово.
Не могу сказать, что с тех пор я сильно изменилась, однако отношение к ручным швам заметно улучшилось.
Например, при чистом вытачивании того же воротника ну никак не обойтись без наметки, которая помогает правильно отутюжить деталь. Можно, конечно, и почти под утюгом выворачивать и сразу приутюживать, но помимо риска обжечься очень высока вероятность перекоса края детали из-за неравномерного вытяжения.
В этом разделе, как и ранее в «Машинных швах», мы разберем только базовые варианты ручных швов, то есть те, которые пригодятся всегда, везде и всем любителям шитья.
Помимо основных ручных швов существует огромное количество швов декоративных, вышивальных и обметочных, с некоторыми из них мы встретимся позднее, когда будем разбирать тематические разделы шитья, например, обработку низа изделия.
Сразу хочется сказать по поводу выполнения обметочных швов вручную.
В литературе можно встретить описание выполнения «обметочного косого шва», «петлеобразного обметочного шва» и некоторых других. По большому счету, обметка вручную ни что иное, как рудимент, атавизм и издевательство над нежными женскими (а может и сильными мужскими) ручками. Да и на редкость нерациональная трата времени, тогда как всю обметку можно выполнить за считанные минуты на машинке, швейной или оверлочной. Даже наличие простого зиг-зага является веским аргументом для отказа от подобных операций. Посему тему с обработкой швов вручную будем считать закрытой и перейдем к полезным в швейной практике ручным швам.
Сметочный шов или шов «вперед иголкой». Самый распространенный и часто используемый вид стежков. На ткани он выглядит как пунктир, а его выполнение осваивают еще в школе на уроках труда. Во взрослой портновской жизни такими стежками соединяют детали, чисто выметывают края, припосаживают ткань или выполняют сборку (о роли сметочного стежка в сборке можно будет почитать позднее в тематической статье с соответствующим названием).
Существование шва «вперед иголкой» определяет наличие антонима, шва «назад иголкой». В стародавние времена такой шов использовался для вшивания молний, что в современных условиях кажется дикостью.
Шов «назад иголкой» очень похож на шов «ручная строчка», только между стежками есть расстояние.
Шов «ручная строчка» – самый прочный ручной шов, с лицевой стороны он выглядит как машинная прямая строчка и каждый новый стежок начинается точно в месте окончания предыдущего, а с изнанки – как цепной шов.
Область использования «ручной строчки» лежит там, где невозможно подлезть на машинке, либо машинка у вас дома, а вы на курорте и у вас неожиданно разорвались брюки на самом пикантном месте.
Шов «козлик» использовался ранее для подгибки низа изделия из трикотажа или толстого драпа, а при сегодняшнем разнообразии способов обработки низа он почти полностью перешел в категорию декоративных.
Потайные швы, выполняемые вручную, тоже слегка утратили свою актуальность из-за огромного выбора различных лапок и приспособлений для подгибки низа ручным швам (более подробно о роли потайных швов при подгибке низа мы поговорим позднее, а в этом разделе разберемся только с основной техникой выполнения).
Основная цель потайного шва – скрепление при отсутствии стежков на лицевой части изделия. Это довольно кропотливая работа, требующая внимания, терпения и напряжения глаз, так как загнутая часть пришивается всего к одной ниточке основной детали.
Освоение потайного шва пригодится также в ходе пришивания подкладки к пиджаку или пальто, или другой модели. Безусловно, существует способ экономичного пришивания подкладки, когда в среднем шве спинки остается только небольшое отверстие, через которое выворачивается все изделие с пришитой на машинке подкладки по всему периметру. Однако это не всегда достижимо, поэтому нужно быть готовым взять в руки «шашку да коня, и – на линию огня».
Для ровного выполнения потайного шва следует предварительно соединить края сшиваемых деталей во избежание смещения. Это можно сделать наметочным швом или просто соединить портновскими булавками, вколов их перпендикулярно линии шва.
Узелок на нитке делаем тонкий и вводим иголку с изнанки так, чтобы узелок не был виден. Делаем стежок внутри подгибки, выводим иглу, вытягиваем нитку. Затем в месте выхода иглы захватываем с основного полотнища (которое расположено к нам, как знаменитая избушка на курьих ножках, то есть «задом») буквально одну ниточку, осторожно протягиваем нитку и снова заводим иголку внутрь подгибки, делая новый стежок. И повторяем эти действия до тех пор, пока ткань не закончится, после чего закрепляем кончик нити и с чистой совестью отправляемся утюжить подгибку.
Выполняя потайной шов при подгибке тонких тканей, следует очень осторожно подводить иголку под нити, при сильном натяжении может получиться затяжка, а то и вовсе разрыв волокна. Тут лучше не усердствовать, а воспользоваться военной хитростью: подхватить не одну, а две или даже несколько нитей, пусть при этом с лицевой стороны будет виден стежок. Главное – нить надо не затягивать, а оставить как бы с напуском. В дальнейшем при утюжке подгибки этот стежок расправится и замаскируется под волокна основной ткани (при условии, конечно, подобранных тон в тон ниток).
Возвращаясь к упомянутому всуе шву «козлик», можно порекомендовать его и как декоративный для тех любителей шитья, которые пока еще не разжились швейными машинками с отделочными строчками. Выполненный контрастными нитками по краю борта или накладных карманов, он способен внести заметное оживление в «интерфейс» выбранной модели.
В заключение хочется отдать дань уважения мастерицам, владеющим техникой выполнения декоративных швов. Хоть это имеет мало отношения к шитью, по большей части относится к вышивке, но при сочетании этих двух искусств – шитья и вышивания – можно создавать такие шедевры, что любой заморский «hand made» обзавидуется.
Продолжить обучениеВернуться в оглавление