Если вы слышите и понимаете, то можете уже накапливать какой-то опыт – запоминать часто встречающиеся конструкции, а затем употреблять их в своей речи. Так запоминаются в родном языке сленговые выражения, свеженькие острые высказывания, особенные обороты (например, свойственные людям определённой профессии). Чтобы научиться понимать то, что говорят другие, придётся приложить куда больше сил, чем для просто слушания. Однако, это тоже можно делать теми же тремя способами: курсы, репетитор, самообучение. Вы либо спрашиваете кого-то что значит то, что вы слышите, либо обращаетесь к словарям и справочникам и пытаетесь перевести самостоятельно.
Однако, до сих пор был поток информации лишь в одну сторону.
Когда мы подходим к пункту «повторять» – возникает исходящий поток информации. Сейчас не важно – просто ли вы повторяете заученную за кем-то фразу или пытаетесь выразить собственную мысль. Можно повторять и слушать себя, стараться скорректировать себя, пытаясь звучать так, как звучит настоящая английская речь.
Но ведь мало просто звучать. Речь несёт обычно определенную смысловую нагрузку. И вот здесь мы вынуждены признать, что самообучение – наименее подходящий путь. Потому что вас некому выслушать и некому «подтвердить», что вас поняли. До этого момента вы можете лишь надеяться на то, что вас сможет понять иностранец.
Что касается курсов и репетиторства – сколько времени вы будете говорить и вас будут слушать? От этого зависит эффективность вашего обучения. Что именно вы будете говорить? Пересказывать тексты или отвечать на вопросы по ним? Разыгрывать в лицах заученные диалоги? Наверное, это полезно. Но, помните? Ведь мы говорим о естественной методике изучения языка. Разве вы усвоили свой родной язык таким путём? Ваша мама, бабушка, няня садились с вами и заучивали тексты, которые просили после пересказать? Неужели вы выучили родной язык исключительно по текстам и диалогам, которые специально прорабатывали? Ведь нет! Именно поэтому вы так свободны в том, чтобы сказать что угодно. Вы не привязаны к каким-то заученным фразам или темам. Потому что сразу, сызмальства осваивали общение, а не заучивали и пересказывали тексты.
Слышать отклик, корректировать себя – вот что важнее. Слышать отклик можно только от другого живого собеседника. Это не то же самое, что посмотреть правильно ли выполнено упражнение, сверив ответ по «ключу» в конце учебника. Вы общаетесь. Вы говорите что-то собеседнику. Он реагирует на это тем или иным образом. Вы отмечаете для себя – та ли это реакция, которой вы добивались и либо запоминаете это как успешный образец, либо исправляете ситуацию. В младенческом возрасте самым коротким своим сообщениям вы получаете подтверждения. «Дай мяч!» – получаете мяч и понимаете, что произнеся это, получаете чего хотели. Позже вы спрашиваете, например, что-то вроде «Который день у тебя гости?» – «Они уже неделю.» Но вы хотели узнать когда они приехали! Ответ не получен, надо исправить свой вопрос. «В какой день к тебе приехали гости?» – «Они приехали в прошлую пятницу». Ответ верен, и теперь вы знаете, что и как нужно сказать.
Здесь позволим себе ещё одно интересное наблюдение. Это не рекомендация, всего лишь именно наблюдение. Скажите, с кем дети чаще общаются, в какой среде они учатся говорить? Среди себе подобных! Они общаются с такими же, как они детьми, хотя в роли учителя могут быть из родители и другие взрослые. Практикуются дети чаще со своими сверстниками. И это оказывается очень хорошей школой. Очень простая задача – общаться с тем, кто умнее тебя, больше знает и может догадаться (или знать заранее) то, чего вы от него хотите. Для ребёнка это родитель или другой взрослый, для изучающего английский это преподаватель или репетитор. А как насчёт того, чтобы быть понятым таким же, как вы? Очевидно, и вам, и ему, нужно усвоить определенные правила: что и как надо говорить, чтобы выразить нужную мысль. Только тогда может возникнуть взаимопонимание. Не это ли называется грамматикой языка? Не тут ли важно верное произношение и интонация? В общении с другим человеком вы, фактически, проходите проверку, постоянно «сдаёте экзамен» на усвоение изученного материала. Либо вы усвоили язык – тогда можете понимать и быть поняты, либо не усвоили и тогда у вас будут проблемы.
Интересуясь тем, как организовано обучение, обратите внимание на то, сколько подтверждений правильности своей речи вы получите за урок, за неделю, за завершённый цикл обучения (уровень или ступень). Вы пересказали текст и тот, кто вас слушал, не перебил и не переспросил? Сказал, что всё хорошо? Слабое подтверждение. Часто ли вам придётся общаться заученными текстами? Вы общались в диалоге? Если этот диалог был просто заучен, приравниваем его к заученному тексту. Вы общались, самостоятельно составляя фразы и задавая вопросы? Собеседник делал при этом то же самое? В начале вашей беседы вы понятия не имели что именно у вас могут спросить, куда зайдёт ваше общение? Каждая реплика собеседника или совершенное им действие (именно то, которого вы и ожидали, как в примере с мячом выше) в ответ на вашу – подтверждение того, что язык вами усвоен. Вот каким образом мы обычно усваиваем язык. Именно этот путь – естественный. Не «общение с носителем», не «проживание в среде изучаемого языка», не «побольше слушать и повторять вслух». Важна именно ответная реакция. Именно она даёт уверенность в своих силах.
Много практиковаться в общении на английском – вот путь, который позволяет усвоить английский (или любой другой иностранный) язык. Усвоить – то есть сделать своим, родным и близким, когда не испытываешь дискомфорта, общаясь на нём. Практиковаться в общении с репетитором – то же, что младенцу общаться только с родителями. Попадая во внешний мир, возникает смущение и неверие в свои силы. Будет трудно. Пройдя «боевое крещение» через общение с другими людьми, находящимися в вашем положении, на примерно одном с вами уровне, которые растут вместе с вами – естественный путь обучения. В любой области, не только в области языков.
Где лучше всего усваивать язык путём общения? Английские клубы? Для этого нужен определенный уровень знаний. Как получить его с нуля? Сразу начиная изучать английский в живом общении (не повторяя заученные диалоги или шаблонные фразы вроде «здравствуйте, как поживаете!»). Сделать это можно на курсе «English as a Second Language» (ESL) в центрах и группах Прикладного Образования.
Если вы живёте в Москве – приходите на бесплатный ознакомительный урок и испробуйте на себе эффективность усвоения английского таким естественным способом. Даже если до этого дня вы не знали ни слова на английском, вы начнёте на нем говорить. Вы сможете попросить собеседника сделать именно то, что хотите вы, а не что написано в диалоге, который нужно предварительно заучить. При достаточном количестве тренировок (времени ознакомительного урока может быть для кого-то достаточно, для кого-то маловато; на реальном уроке тренировок бывает гораздо больше) эти знания останутся с вами навсегда, вспомнить и восстановить навык будет несложно.
Урок подходит людям с разным уровнем знания языка. Посещение урока не обязывает вас учиться именно на этом курсе. Подобные уроки проводятся везде, где есть группы Прикладного Образования с курсом английского ESL.
Если же вы решите обучаться у нас – вы сможете усвоить язык за срок менее года, отдавая практике около 80% учебного времени. Вы будете усваивать язык очень естественным путём. Для этого вам не потребуются никакие учебники. Практика – вот что гарантирует успех наших студентов и выпускников.Выучить английский не сложно, если выбрать правильный путь. Идите к цели кратчайшим путём.
Естественность и простота – вот путь к успеху. Успеха вам!