«За год до школы мы отдали ребенка в подготовительный класс лицея. До подготовительного класса мы не умели читать. И мы стали учиться. Возможно, я палку перегнула, но результат следующий: РЕБЕНОК ОТКАЗЫВАЕТСЯ ЧИТАТЬ ВООБЩЕ, только через скандал! Мало того, он отказывается даже слушать то, что ему читают. На продленке все дети с открытыми ртами слушают фантастику для детей, а мой говорит, что он хочет играть, а слушать не хочет и сидит – играет в черепашек-ниндзя, рисует и т.
п.
Я его за это не ругаю, но каждый день у нас по этому поводу проходят внушения, что плохо не читать. Естественно, не помогает. Может быть, вы дадите совет, как переломить ситуацию, как заинтересовать».
Давайте для начала разберемся с определениями. «Ребенок отказывается читать вообще». Это означает, что ребенок отказывается читать что бы то ни было? Или только книги, которые заданы в школе и предложены Вами?
Если ребенок с энтузиазмом читает вывески или названия улиц и газет, это хороший знак. Из этого следует, что ребенок в целом видит практический смысл в чтении. Например, читать полезно для того, что сориентироваться на улице или найти необходимый магазин. Объемные тексты мальчику читать сложно. Когда техника чтения невысока, ребенку трудно удерживать в памяти начало и конец предложения, слишком много сил уходит на собственно конструирование слова из слогов. Поэтому, в первую очередь, важно постараться в максимально короткие сроки поднять скорость чтения до приемлемого уровня (60-70 слов в минуту), тогда смысл читаемого перестанет ускользать от маленького читателя. Делать это лучше в игровой форме.
Читать газетные заголовки, названия улиц, рекламные плакаты наперегонки.
Устраивать соревнования: кто больше обнаружит и прочитает магазинных вывесок на протяжении одного квартала или по дороге домой.
Научиться играть в игры, требующие выполнения различных операций с буквами.
– «Эрудит» – игра, где необходимо составлять слова из отдельных букв. – «Поле чудес». – «Виселица» – игра, где взрослый и ребенок по очереди загадывают слова следующим образом: «В . . . . . . а». Задача партнера, как в «Поле чудес», по буквам отгадать слово. За каждую неправильно названную букву (которой нет в слове), загадавший рисует элемент виселицы. Выиграть может и тот, кто загадал, если его слово не отгадано, а виселица начерчена, и тот, кто отгадывал, если расшифровал слово с минимумом ошибок – и виселица не завершена. Если смущает название, можно рисовать, например, домик из определенного числа элементов. – «Балда» – в этой игре проигрывает тот, кто ставит в слове последнюю букву.
Не менее важно помочь ребенку найти смысл в совершаемых им действиях. Читать – для чего это нужно? Скучные нравоучения о том, как это хорошо и замечательно уметь читать, скорее отвратят мальчика, чем привлекут. Здесь также может помочь игра.
Настольные игры, предполагающие сложные правила, где нужно часто сверяться с текстом. Или открывать карточки, на которых написаны инструкции по дальнейшим действиям.
Существует замечательная компьютерная игра «Баба-Яга учится читать». Выполняя различные задания, направленные на спасение кота от чар ведьмы, ребенок между делом учится читать и проникается важностью этого процесса.
Хорошо помогают домашние инсценировки прочитанного. Когда игрушки становятся актерами, а ребенок режиссером, творящим постановку и регулярно сверяющимся с исходным текстом.
Важно ответственно подойти к выбору книги для чтения ребенка. Если книга не соответствует возрасту ребенка, ему будет скучно ее читать. «Три мушкетера» – замечательная книга, но не стоит ее предлагать первокласснику – ему будет не особенно интересно.
Хорошо, когда прочитанное становится дополнительным поводом для общения обсуждения. Важно именно обсуждать прочитанное, а не проверять, что ребенок запомнил. Ситуаций проверки знаний мальчику хватает в школе, и к дополнительной он отнесется скорее всего без особого энтузиазма.
Если вы помните, какие книги читали сами в возрасте ребенка, расскажите ему об этом. Расскажите о своих впечатлениях, ощущениях от прочитанного – это сделает книгу более притягательной для ребенка.
И конечно, значение личного примера здесь сложно переоценить. Если вы хотите вырастить читающего ребенка – читайте сами: пусть он видит, что читать увлекательно, интересно; что мама и папа готовы тратить свое свободное время на это занятие.