Не так давно в наш словарный запас прочно влилось модное словечко «креативный». Заглянув в Википедию, находим трактовку этого слова. Креативность (от англ. create – создавать) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
То есть креативность – это способность искать совершенно новые решения и смотреть на мир незашоренным свежим взглядом. Фонтанировать идеями и придумывать новые концепции. Понятно, почему работодатели так ценят креативность в сотрудниках, охотно продвигая их по служебной лестнице и высоко оценивая во всех смыслах их труд.
Каждый родитель мечтает об успешности своего ребенка. И можно предположить, что если мы будем развивать в своем ребенке творческое начало, то тем самым поспособствуем его дальнейшей успешности в жизни. Как же это сделать? Для начала рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые делают родители, стремясь развить в ребенке творческие способности.
Первая и самая распространенная ошибка – попытка действовать по шаблону. В магазинах продается огромное количество так называемых «наборов для творчества», где ребенку по готовому трафарету предлагается создать поделку. Родители охотно покупают эти наборы. Исполнительность, усидчивость, способность выполнять задание – именно для этих целей должны служить эти товары, а вовсе не для развития творческого начала.
Почему? Еще раз обращаемся к Википедии. Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий.
Руководствуясь этим определением, легко догадаться, что трафареты не имеют никакого отношения к детскому творчеству. Их можно использовать, бесспорно, но совсем для других целей и развития других качеств (исполнительность, усидчивость, способность действовать по заданию – эти достоинства в школе обязательно пригодятся малышу!).
Вторая распространенная ошибка – наши запреты на попытки малыша творить. Мы боимся грязной одежды, грязного пола, стен, лишней стирки и уборки. Самый легкий способ избежать лишних хлопот – сделать своей мастерской ванную комнату. Потому что ограничения в пространстве помешают ребенку получить настоящее удовольствие от рисования, лепки и т.д.
Третья ошибка – наша боязнь активно включиться в процесс. А ведь для детей именно родители являются примером для подражания! Не бойтесь пробовать. Ценителем будет ваш малыш, а он просто не сможет критично относиться к вашим произведениям.
Как же развить в ребенке творческое начало? Во-первых, потворствовать его фантазиям. Он рассказывает, что у него в углу живут маленькие гномики, и просит вас помочь ему их покормить? Не стоит обвинять его во лжи, пренебрежительно говоря: «Ну что ты выдумываешь!». Пусть гномики живут, они вам не мешают. Это не ложь, это игра, сказка.
Активно включайтесь в процесс. Вместе постройте домик для гномиков, придумайте им имена, сшейте одежду, придумайте целую историю. Вы не заметите, как сами увлечетесь, и сказка будет обрастать все новыми и новыми подробностями. Ваш малыш будет счастлив, а вы зарядитесь хорошей, позитивной энергией.
Творите вместе с малышом. Возьмите в руки кусок пластилина. Представьте. Что внутри пластилина живет… к примеру, прекрасный лебедь. Вам надо его освободить. Расскажите это вашему ребенку. Он будет заворожено следить за тем, как под вашими пальцами из обычного бруска вырисовываются очертания прекрасной птицы. Пусть это будет коряво, пусть вы никогда не лепили, но в глазах сына или дочери вы увидите безмерный восторг, а себя поймаете на том, что все тяготы прошедшего дня куда-то улетучиваются и становятся призрачно-далекими.
Рисуйте вместе. Рисуйте чем угодно – пальцами, кистью, валиком, губками. Не задумывайте какую-то композицию, просто выбрасывайте свои эмоции на бумагу. Ребенок последует вашему примеру. Никогда не требуйте от малыша рисования по заданной схеме. Известные детские психологи, специализирующиеся по арт-терапии, утверждают, что до 10 лет нельзя учить детей технике (мазка, лепки и т.д.). Это помешает развитию огромного творческого потенциала, заложенного в нас при рождении.
Пусть малыш фонтанирует идеями, ваша задача – не мешать ему. Помочь. У детей, в отличие от нас, свежий взгляд на вещи. Любую, самую невзрачную детальку, они могут превратить в волшебного персонажа. Пусть в вашем доме постоянно будет пластилин, краски, старые журналы, из которых можно сделать коллажи, цветная бумага.
Позвольте вашему сокровищу научить вас, как надо, и тогда детскую волшебную креативность и отсутствие шаблонности он пронесет через всю свою жизнь. А вы в будущем будете гордиться своим талантливым ребенком.