Если вы решили найти себе, ребёнку-школьнику или абитуриенту репетитора по английскому языку, то наверняка уже столкнулись с вопросом: «Как выбрать хорошего преподавателя?»
В этой статье вы найдёте несколько признаков, по которым можно легко определить, насколько эффективно работает репетитор.
Групповые занятия и корпоративные курсы английского дают отличные результаты, но если вам нужно срочно поднять свой уровень, ищите преподавателя, который будет заниматься с вами один на один. Индивидуальная работа всегда эффективнее групповой.
ПодходИндивидуальные занятия эффективнее групповых потому, что преподаватель имеет возможность полностью адаптировать каждый урок к вашим потребностям и целям. Так пусть использует это преимущество!
Планы занятий, задания должны быть подобраны специального для вашего урока – это признак качественной работы подготовки.
Если репетитор спрашивает о ваших интересах и строит занятия, отталкиваясь от них – вам крупно повезло. Берегите его, как зеницу ока.
Хороший преподаватель обязательно найдёт общий язык с учеником. Он сможет мотивировать, а если повезёт, даже сумеет привить страсть к языку.
Домашняя работаЗанятия с репетитором – это отлично, но эффективность будет намного выше, если обучаемый будет дополнительно заниматься дома. Хороший преподаватель знает об этом и обязательно будет рекомендовать работать самостоятельно, давать задания на дом и проверять их выполнение.
Ответы на вопросыРепетитор – не лектор. Построение уроков должно предусматривать возможность ученика задать все вопросы, которые появляются, и получить ответы на них. А если преподаватель превращает занятия в лекции и игнорирует вопросы (или не даёт возможности задать, уходит от ответа) – пора искать ему замену. Замешательство от пробелов в знаниях будет накапливаться и вскоре ученик запутается окончательно. Вам разве это нужно?
Умеет всё?«Универсальных» репетиторов не бывает. Если ваш потенциальный преподаватель работает и с дошкольниками, и со школьниками, и с абитуриентами, и со взрослыми – скорее всего, он ориентируется на заработок, а не на качество занятий. Он будет очень приветлив и дружелюбен, но помните: качество занятий не будет высоким, а такие занятия вообще могут отбить охоту учиться.
ОпытОпыт репетитора – отличная основа для качественных занятий. Выбирая между опытным педагогом и новичком, отдайте предпочтение первому. Опыт – это наработанные упражнения, проверенно эффективные занятия, это даже любовь к предмету. Ведь если бы репетитор не любил английский, он бы уже давно перестал заниматься ним с учениками, а нашёл бы себе другое занятие.
Системность занятийЧтобы добиться результатов, нужно спланировать каждое занятие и составить план уроков наперёд. Например, чтобы успеть выучить всё, что нужно, до вступительных экзаменов. Если занятия бессистемны, ученик легко это заметит. Например, задайте репетитору вопрос «А что мы будем делать в следующий раз?» Он не может ответить чётко, вздыхает, начинает на ходу придумывать… Что сказать? – Бегите от него прочь. Какие могут быть результаты, если у преподавателя нет плана, как их достичь?
Все доступные методыДля того чтобы занятия проходили эффективно, хороший репетитор будет использовать все доступные методы обучения и материалы: книги и журналы на английском, аудиозаписи, возможно, порекомендует дома смотреть фильмы в оригинале с субтитрами (или без).
Также он будет подбирать новые задания, интересные упражнения. Чем увлекательнее обучение, тем лучше результаты.
Это не касается разве что подготовки к экзаменам, когда лучший вид деятельности на занятии – проработка прошлогодних билетов. Не очень разнообразно, зато эффективно.
Ориентация на результатРасскажите репетитору, чего хотите достичь в результате занятий. Для него ваши слова должны стать маяком, на который он будет ориентироваться во время подготовки каждого занятия. Исходя из цели, он должен подбирать лексику, упражнения, методы обучения и т.д.
Чтобы поступить в институт, нужно штудировать билеты, для поездки на отдых нужна разговорная практика и туристическая лексика, для деловых встреч – та же разговорная практика плюс деловая лексика. Если, например, для поступления нужно сдать письменный экзамен (не аудирование), а преподаватель настаивает на постановке произношения и использовании аудиозаписей – он теряет ваше время и деньги.
Бережёт времяПоговорить с учеником минут пять перед занятием – прекрасный способ настроиться на работу, завязать общение. Но если разговоры занимают время урока, или даже бОльшую его часть, с преподавателем лучше расстаться. Вы можете попробовать поговорить с ним, но мало шансов, что разговор даст нужный вам результат. В лучшем случае он на нескольких следующих занятиях сосредоточится на работе, а потом всё вернётся на круги своя.
Никаких суперобещанийОбещать достижение каких-то результатов, не пообщавшись с учеником, или гарантировать, что за три недели, которые остались перед экзаменом, можно подготовить ученика с весьма слабыми отрывочными знаниями, по меньшей мере, опрометчиво.
А вообще – это либо сознательный обман, либо неопытность. Вам ведь не нужно ни то, ни другое? Чудес не бывает. Если преподаватель обещает что-то, что вам кажется сомнительным, спросите мнение других репетиторов.
Член приёмной комиссии?Некоторые родители перед поступлением своего чада в институт нанимают репетитором члена приёмной комиссии. Они рассчитывают, что так будет проще попасть в число студентов. На самом деле с каждым годом влияние отдельного члена комиссии на общее решение снижается, и родителям уж точно никто не вернёт деньги, если абитуриент провалит экзамены.
А вот ещё нюанс: не каждый, кто знает язык, умеет учить. И то, что репетитор работает в университете, ещё ни о чём не говорит. А если преподаватель будет работать «спустя рукава», вы не сможете от него отказаться до поступления. Экзамен будет провален почти гарантированно.
Лучше найти репетитора из другого вуза – как минимум, вы сможете подыскать ему замену, если что-то пойдёт не так. Если же до экзаменов осталось меньше месяца, уже, скорее всего, найти никого не успеете, поэтому придётся заниматься с репетитором, которого вы наняли.
Желаем вам найти хорошего репетитора!
Юлия Аронская