С малых лет родители отдают своих чад на языковые курсы, в языковые детсады и школы. Кто-то отправляет детей за границу или ищет им гувернанток со знанием иностранного языка. Кто-то самостоятельно изучает картинки фруктов и овощей с подписями на английском. И только самые спокойные отдают детей в школу, не паникуя раньше времени и предоставив учителям обучить ребенка школьной программе.
Конечно, любое из этих решений оправдано необходимостью привить ребенку знания иностранного языка. Глобализация связывает языковые и культурные традиции в мировую паутину, полноценное общение и доступ к всевозможной информации уже невозможны со знанием одного только родного языка.
У английского здесь огромное преимущество: как один из самых простых и логичных, он давно стал языком международного общения. Неважно, из какой ты страны и сколько тебе лет – зная английский, ты легко можешь найти друзей, бизнес-партнеров, да просто поехать отдыхать и чувствовать себя уверенно.
И вопросом о том, какой способ изучения языка наиболее эффективный, задаются тысячи, если не миллионы. Конечно, везде свои преимущества и недостатки.
Языковые курсы оказывают неоценимую помощь в освоении языка – можно начать обучение тогда, когда это действительно нужно, есть преподаватель, которому можно задать вопросы, и новые знакомства, и позитивное общение, для которого всегда находятся темы – обучение в радость. Если атмосфера в группе хорошая, то обучение идет быстро и продуктивно – никто не «зажимается» (кстати, профессиональный театральный термин), с каждой трудностью удается справиться. Это во многом зависит от преподавателя, но конечно, личную мотивацию и добросовестное отношение никто не отменял.
Наиболее экономичный способ с одной стороны – когда обучение сжато в курсы, времени на получение знаний тратится гораздо меньше, с другой стороны – он наименее гибкий, что касается расписания занятий. Занятия в группе – это всегда работа по какому-то плану, который более или менее оптимально соответствует поставленным задачам. Кроме того, все курсы разные – эффективные и не очень. Иногда встречаются исключения – нужен сжатый курс, нужно быстро начать говорить в конкретной области знаний (недвижимость, театр, нанотехнологии), невозможно стабильное расписание занятий и т.д. Приходится заниматься индивидуально с преподавателем.
Правда, и у этой медали есть обратная сторона – тот темп, который выбирают для себя «индивидуальные» ученики, часто оказывается или слишком высоким, или, наоборот, слишком низким – соотношение затраченного времени к полученному результату, как правило, не слишком впечатляет.
Можно легко предположить, что общение с носителями языка – это всегда отличное произношение и современные слова «живого языка». С другой стороны, тот, кого мы пренебрежительно называем абстрактным носителем языка – на самом деле реальный живой человек со своим характером, привычками, лексиконом и словами-паразитами, повседневными делами, между прочим. Это здорово влияет на скорость прогресса в обучении – как правило, тот ритм, который могут позволить себе ученики носителей языка, как и те, кто занимается с преподавателем индивидуально, не подходит для закрепления и генерализации получаемых знаний.
Кстати, сами носители английского языка в последние годы чувствуют себя странно, выезжая за границу. В одной стороны, все здорово – они знают английский в совершенстве, вокруг все больше и больше людей говорят на этом языке, а все-таки что-то не клеится – не с каждым можно поговорить о высоких материях, обсудить музыкальные пристрастия или любимых писателей. Оно и понятно, международный бизнес-язык – это не о литературе (конечно, только если бизнес не касается литературы), в то время как общение об абстрактных предметах – это уже «высший пилотаж».
В целом, то, чему можно научиться у отдельного человека, дает ощущение «живого» языка, хотя встречаются и подводные камни. Так, однажды 11-летние ученицы одной из школ, отправляющих детей на Мальту на лето, рассказали об увлекательнейших экзерсисах изучения языка с помощью местных сверстников, во время которых великой заслугой сопровождающих взрослых оказалось своевременное направление благородного занятия в русло литературных слов.
Кстати, если уж речь зашла о школе, она играет в изучении языка далеко не последнюю роль – здесь и лишнего времени не так много тратится, и сил. Если не вдаваться в обсуждение проблем современного образования, можно сказать, что и из школы можно вынести твердые знания. И может быть конечный уровень выпускника не так высок, все же азы довольно прочно оседают в голове и вспоминаются даже после изучения маркетинга или ботаники в институте. Даже если потом язык никак не развивался, все равно тот добротный фундамент, заложенный учителями школ, через много лет становится надежной опорой. Конечно, дополнительных занятий на курсах не избежать, но тех, кто много лет назад хорошо учил язык, видно сразу: немного практики, и они уже готовы ринуться болтать без умолку.
Не это ли и есть то, что называют «выучить язык»? Способность говорить на нём. Как её быстро приобрести независимо от того, новичок вы в изучении языка или пытаетесь выучить давно? Об этом можно узнать на бесплатных ознакомительных уроках курса английского языка в Прикладном образовании. Обучаясь быстро (но не наспех), вы экономите и деньги, и время.