Один французский писатель сказал: «Кто-то всегда наблюдает за тобой: Бог, Мама, Учитель...» Именно педагоги открывают нашим детям мир, дарят истину и принимают первые детские открытия, поэтому Учитель должен быть образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого.
Выбирая своему малышу Первую Учительницу или Классную Даму будущему выпускнику, присмотритесь к педагогу и обязательно послушайте самого ребёнка.
Грустный пример. Мою маму связывала давняя дружба с классным руководителем 1-го «А» класса. А я хотела попасть в 1-й «Б»: туда уходили все детсадовские друзья, да и та классная мне нравилась больше!
Но кто тогда спрашивал мнение такой малявочки? Меня «по старой дружбе», конечно же, записали в «А»-класс: числиться там считалось престижным. И три года начальной школы я страдала от навязанной мне учительницы!..
...Мы с сестрой – из потомственных педагогов. Бабушка, мама, тёти, племянницы – все преподают. У меня, сегодняшней, за плечами – только три года работы в школе. Потом судьба вынесла на параллельную прямую: я стала учить жизни взрослых людей. Но кое-что из школьной практики я вынесла!
Итак, хороший учитель – это человек...
КрасивыйУчитель должен быть безупречен во всём! Чтобы по Чехову: «...и душа, и одежда, и мысли».Моя учительница рисования даже перед уходом в декрет выглядела как куколка, так что вся школа сбегалась посмотреть на её платьица-распашонки и летящие блузки.В отличие от неё наша классная приходила на работу неизменно в двух костюмах – коричневом или сером – поэтому напоминала сухарь.К сожалению, встречаются и такие дамы, которые одеваются по принципу: «Я надену всё лучшее сразу!». Именно они напрочь отбивают вкус у подрастающего поколения...
ПонимающийУ нас никогда не было огорода. Поэтому, когда на природоведении попросили принести сырую картошку, я даже не стала озадачивать маму. Нет и нет – это ведь не смертельно? Однако когда с меня потребовали клубень, а я развела руками, классная влепила мне «2». Мама, увидев на перемене мои слёзы, охнула и побежала в школьную столовую: уж картошка там была всегда. Не знаю, как она объяснялась с поварами... Потом мама пришла в класс, показала нашей грымзе картофелину и тихо попросила: «Пожалуйста, исправьте двойку, я вот картошку нашла...» В ответ классная дама ехидно сощурилась: «Нам нужна проросшая, с глазками. А вы что принесли?». И мама сказала ещё тише, чтобы не услышали ребята: «Ну, нет у нас дачи, а в магазине – очищенная, где ж мы возьмём проросшую-то?». «Идите, мы разберёмся» – отчеканила стерва. Двойку она так и не исправила... А я до сих пор помню виноватую, сжавшуюся в углу маму и, поверьте, мне всё так же хочется убить ту училку!!!
Другая история. Позитивная. У нас на филфаке было две учительницы физкультуры – две сестры-близняшки, Лариса и Луиза. Отличались они как небо и земля, нет, точнее, как Ангел и Демон. Наша Лариса Ивановна улыбалась при любой погоде, никогда не загоняла студентов до пены у рта и всегда шла навстречу любым пожеланиям. Когда я сказала, что бегать на лыжах не могу с детства, она просто кивнула: «Коньки есть? Приноси!» Я не верила своему счастью! И ведь она успевала прибегать ко мне на стадион, проверить, не обморозилась ли я, пока все бежали в ближайшем лесу марафонские круги! Впервые за несколько лет моя ненавистная «физра» превратилась в любимый урок. А в конце мая я несла Ларисе Ивановне большой букет тюльпанов, сожалея, что занятий больше не будет!Зато получить зачёт у её сестры было под силу только спартанцам! Луиза гоняла всех до седьмого пота, постоянно кричала и мотала нервы. Помню, как она выходила из раздевалки: все кидались к ней, улыбались и дёргали за руку, думая, что это её «солнечная» сестра Лариса. А Луиза, оскалившись, орала на всех: «Я не Лариса Ивановна!!!», и все в испуге шарахались...
РискующийПомните, как в фильме «Завтра была война» директор, несмотря на жёсткое сталинское время, повесил в женских туалетах зеркала? «Безумству храбрых поём мы песню». Такие люди ещё есть!Однажды на уроке английского я так хорошо рассказала домашний топик, что англичанка обвела класс восхищённым взглядом и сказала: «Думаю, рассказ заслуживает не просто пятёрки, а выше!». Затем открыла журнал и легко вывела... «6»! Мой дневник с красующейся «шестёркой» в перемену пошёл по рукам, а учительница зашла к завучу и сказала: «Вы не удивляйтесь, я сегодня в 7-м «А» поставила «шестёрку». Заслуженную!».Очень круто! МудрыйНадо уметь вставать на один уровень со своими подопечными. Быть им другом и советчиком. Но ни в коем случае не «своим в доску парнем»! Это очень тонкая грань: «Как прежде ты рядом и чуть впереди!». И ни в коем случае не подавлять ребят своим авторитетом, потому что «в тени больших деревьев маленькие не растут».
НевозмутимыйОднажды всю параллель седьмых классов собрали на большой пионерский сбор. Мы долго не могли угомониться: орали и вскакивали с мест. Вышедшая на сцену старшая вожатая постояла с минуту, помахала рукой, пытаясь утихомирить зал, а затем вдруг... расплакалась! Это был шок. Мы всегда считали, что взрослые не плачут! А здесь она размазывала тушь по щекам и громко, патриотично всхлипывала: «Неужели вам не интересны пионерские идеалы?». Орать мы перестали, но уважение к ней с того дня пропало. Всё-таки нельзя ученикам показывать свою слабость!
Помню, однажды я также пыталась угомонить «трудных» семиклашек. По истечении десяти минут увещеваний, моё спокойствие вдруг закончилось, и я рявкнула: «Да вы что, совсем охренели?». Воцарилась мгновенная тишина, а я покраснела: «Ребята, до чего ж вы меня довели!»... До сих пор мне стыдно за эти вырвавшиеся слова! Моя подруга с филфака в таких ситуациях начинает тихо петь песни. Класс, пытаясь разобрать слова, постепенно замолкает, а она, допев куплет, как ни в чём не бывало, начинает урок.В общем, пусть они орут и скачут по партам – а ты стой как Железная Леди, и ухом не веди!
ТворческийПомню свой первый открытый урок: мы с пятиклашками устроили суд над человечеством. Был адвокат, прокурор и общественные обвинители. На первой парте лежал большой плюшевый Тигрёнок (вымирающий вид Амурских тигров!), столы были сдвинуты в круг, я пела Макаревича, а детки приводили в пример американские ужастики, где планета гибнет в экологической катастрофе. Присутствующие коллеги-педагоги были поражены, но мне важнее было то, как мои ученики отчаянно «боролись» за каждую пядь нашей земли!
Моя творческая сестра, будучи преподавателем Института социальных коммуникаций, по собственной воле организует для студентов Киноклуб: она рассказывает им об Альмодоваре и Вуди Аллене, Кислевском и Чаплине, Марлен Дитрих и Любови Орловой. Ну, где ещё нынешнее поколение посмотрит старые киношедевры? На «испанский» киноклуб был буквально аншлаг: в центре аудитории возвышалась кафедра, задрапированная цыганской шалью, сверху на разделочной доске лежал большой кухонный нож, клочки бинта повисли на гвоздях. С этого места выступали сторонники Альмодовара. Посмотреть фильм пришли даже заочники, беременные и пара охранников с вахты. Здесь кино подавалось совершенно в другом контексте, поэтому всем хотелось высказаться и обсудить, почему в испанских страстях нет «хеппи-энда»! Разошлись в десять вечера...
Одну мою коллегу-журналиста пригласили почитать PR в сельский дом культуры! Прогресс, оказывается, дошёл и до районных библиотек, где были серьёзно озабочены своими «связями с общественностью». Но, как вы понимаете, рассказывать пенсионеркам про Интернет-ресурсы, ребрэндинг и имиджевый хит было непросто – надо было говорить на ИХ языке! Поэтому Ольга, когда-то занимающаяся в студии народного танца, тут же вспомнила пару «па».– Смотрите, заказчику нужно что-то зрелищное и популярное, типа «Тыпыртона»! – и Ольга, выйдя на середину, выдала чечётку. – Но вы, как хорошие пиарщики, должны понимать, что в массах есть и ценители особой красоты, поэтому вы должны придумать что-то уровнем повыше... – и в ход пошла «ковырялочка».Библиотекарши были в восторге!
ЛюбящийДа, коллеги, если каждое утро вы говорите: «Пойду опять к своим яйцеголовым!» – долго вы на этом месте не протянете. На этой работе не надо стараться любыми способами получить высшую категорию, не нужно сочинять «липовые» планы уроков и воспитывать родителей и боже упаси вас ставить себя выше тех, кого вы учите. Здесь нужно просто любить своё дело и свих учеников – весельчаков, озорников и будущих гениев.
Дорогие учителя! Я прекрасно понимаю, насколько тяжёл ваш труд! Поэтому стихи Елены Обидиной, преподавателя Удмуртского Государственного университета, я просто дарю всем вам:
«Актрисы мои! Несытые или простывшие,В автобусе мятые, на педсовете хвалёные,Так и не выросшие, не потускневшие, не нагрешившие,Всё-таки мало любимые, больше влюблённые!
В этом дешёвом театрике юного зрителя,В косых декорациях класса на три окна – Вечная трагикомичная роль учителяВыиграна и проиграна Вами сполна.
О, не печальтесь! Вы снова играли прекрасноНевыносимо, безбожно, талантливо, грустно...Я понимаю, и я к Вашей пьесе причастна,Я аплодирую этому злому искусству!»