Многие начинающие художники стремятся найти краски, в точности передающие цвет натуры. Но таких красок нет, и не может быть. Чтобы передать разнообразие всех оттенков, каждый раз приходится смешивать минимум две-три краски. Старые мастера пользовались всего семью-восемью красками, нанесенными на палитру, создавая на их основе свои шедевры.
Масляные краски могут быть кроющими непрозрачными (например, белила и кадмий), полупрозрачными (большинство земляных красок) и прозрачными (умбра, ультрамарин, краплак). Если по высохшей краске нанести тонкий прозрачный слой, то получится новый оттенок, как от наложения цветного стекла.
В смеси с белилами все краски становятся кроющими и меняют цвет.
Краски выдавливают из тюбиков и смешивают на палитре, пропитанной маслом и имеющей отверстия для пальца и кистей. Лучше использовать палитру из дерева или фанеры.
Порядок наложения красок на палитру очень важен. Беспорядочное нанесение красок затрудняет поиск необходимых оттенков и часто является причиной грязного цвета смесей. Располагать краски на палитре надо по краю, начиная от левого нижнего: сначала синие, затем зеленые, желтые, оранжевые, красные, земляные. Белила следует расположить отдельно. Их потребуется много, так как они используются почти в каждой смеси.
Для того чтобы мазок не был сухим, нужно выдавить только необходимое количество краски. Середина палитры должна оставаться свободной для смешивания. Нельзя писать подсохшими красками, оставшимися на палитре после предыдущей работы. После окончания работы все краски следует удалить с палитры мастихином и вытереть ее промасленной тряпочкой.
Есть определенные ограничения в смешивании красок, причиной которых являются свойства их пигментов. Так, нежелательно смешивать ультрамарин с земляными красками. С ним не выдерживают смеси и краски, состоящие из органических соединений: краплак, золотисто-желтая.
На этикетках тюбиков с масляными красками ставятся звездочки. Их количество указывает на степень светостойкости краски: три звездочки – самая высокая светостойкость, одна – самая низкая.
Поскольку расположенные рядом друг с другом мазки красок влияют друг на друга и создают впечатление иного оттенка с точки зрения их восприятия, чем на палитре, надо сразу наносить на холст все основные цветовые пятна, чтобы видеть их одновременно и воспринимать цветовые соотношения между ними.
Тюбиковые краски, как правило, имеют в нужной степени густую консистенцию, разбавлять их нет необходимости. Если же все-таки какая-либо краска оказалась гуще другой, то применяются разбавители. Пинен и уайт-спирит – наиболее универсальные. Регулируют густоту красок с помощью растворителей на палитре в процессе смешивания. Чистую кисть следует обмакнуть в растворитель, налитый в масленку перед работой, затем размешать ею ту краску, которая слишком густа. После получения необходимой густоты вводят вторую краску для получения необходимого оттенка.
В процессе изучения различных свойств живописных материалов открываются новые творческие возможности: как в совершенствовании техники масляной живописи, так и в поиске различных приемов воплощения художественных замыслов.