Какие журналы математического профиля, выходящие в наши дни можно было бы порекомендовать учащимся школ и их педагогам? Элементарная математика часто не настолько элементарна, как об этом говорит её название. Некоторые задачи так называемой элементарной математики решить оказывается посложнее, чем большинство задач высшей. И это не парадокс, а ещё одно объяснение, почему международные математические олимпиады и математические олимпиады для школьников местного значения получили такое широкое развитие.
Итак, начнём со старожилов. История российских журналов по элементарной математике (далее – просто математике) и физике достаточно глубока.
Ещё в дореволюционной России выходил сборник «Новые идеи в математике». Его редактором был замечательный деятель математического просвещения профессор А.В. Васильев. Другими известными журналами того времени были «Вестник опытной физики и элементарной математики» и «Математическое образование». В них подробно обсуждались и задачи, и педагогические проблемы математического образования в России.
Первые издания сборников и журналов по математике в советской России относятся к 1934 году. Тогда начали выпускаться сразу два издания, дожившие до нашего времени. Первое из них – «Математическое Просвещение» – сборник статей с периодичностью один-три номера в год. Это издание разделяется на три серии, между которыми были многолетние перерывы.
Первая серия этих сборников выходила с 1934 по 1938 год и содержала 13 выпусков, вторая серия выходила с 1958 по 1961 год (6 сборников). Все эти издания давно стали раритетными и труднодоступными в библиотеках, однако в наше время, благодаря интернету, вы можете совершенно бесплатно скачать содержимое всех вышедших сборников в электронных версиях.
Третья серия сборника «Математическое Просвещение» начала ежегодно выпускаться с 1997 года. До настоящего времени выпущено 12 номеров. Научный уровень этого издания достаточно высок, его можно рассматривать как связующее звено между специальной и популярной математической литературой.
Несмотря на то что «в сборники включаются статьи о новых фундаментальных результатах, новых направлениях развития чистой и прикладной математики», концепция сборника такая: его публикации «должны быть понятны вдумчивому и настойчивому читателю даже при отсутствии специальной подготовки».
Сборник хорош ещё и тем, что публикует переводы статей из популярных зарубежных математических изданий, таких как «American Mathematical Monthly»(США), «Mathematical Intelligencer»(США), «Mathematical Gazette»(Англия) и «L’Enseignement mathematique»(Франция-Швейцария).
Следующее издание, известное любому преподавателю средней школы, – журнал «Математика в школе», издающийся с мая 1934 года. Периодичность журнала – десять номеров в год и тираж 32 тыс. экземпляров. Журнал должен быть в наличии в каждой школьной библиотеке. Кстати, издательство «Школьная пресса», выпускающее его, издаёт ещё 18 других журналов для учителей различных дисциплин.
В журнале «Математика в школе» можно найти ответы на многие «вечные» вопросы преподавателей математики. Учителям он поможет подготовиться к урокам, преподавателям педвуза – организовать лекционные и семинарские занятия, студентам педвузов – написать качественную курсовую или дипломную работу. В журнале отражён весь спектр направлений деятельности школьного преподавателя математики.
Более молодым, 38-летним, журналом, рассчитанным на массового читателя, явилось первое в мире научное издание для школьников – физико-математический журнал «Квант». Это уникальное издание. Его премьера состоялась в январе 1970 года. Создателями журнала были выдающиеся учёные прошлого века: физик И.К.Кикоин и математик А.Н.Колмогоров.
В течение 20 лет журнал имел бешеную популярность. Он выходил тиражом 250-350 тыс. экземпляров и находил себе место даже в сельских библиотеках. Сегодня его тираж 5 тыс. экз. и периодичность – один номер в два месяца. Перестройка прошлась по нему мощным катком.
Следует особо отметить бесценность и уникальность накопленных журналом материалов. Многие нынешние учёные в области физики и математики, достигшие возраста 40-50 лет отмечают, что журнал «Квант» серьёзно повлиял на их выбор профессии.
Журнал не стареет, а многие давно опубликованные статьи важно и полезно прочитать нынешнему поколению, изучающему математику и физику. Журнал первым в истории научно-популярных изданий при участии московского центра непрерывного математического образования отсканировал все вышедшие номера и разместил их в Интернете. И теперь выпуски «Кванта» доступны для бесплатного скачивания. Кроме того, выпущен CD-диск с материалами первых 37 лет существования журнала. Стоимость компьютерной версии 650 рублей, а купить диск можно в редакции «Кванта».
Наконец, о самом молодом журнале, которому в следующем году исполняется 100 лет, журнале «Потенциал». Конечно, вы уже догадались, что 100 лет молодому журналу исполниться не может. Но это в какой системе счисления посмотреть.
В двоичной системе счисления, которую так любят наши умные друзья-компьютеры, числа изображаются с помощью нулей и единиц. Числа 1, 2, 3, 4,... десятичной системы, соответственно, изображаются как 1, 10, 11, 100,... двоичной. Поэтому четыре года, которые пройдут к январю 2009 года с момента выхода первого номера «Потенциала» как раз и будут в двоичной системе изображаться как «100».
В журнале «Потенциал» публикуются учебные и занимательные статьи по математике, физике и информатике, он ориентирован на учеников 8-11 классов и будет полезен школьным учителям соответствующих предметов. Это первый в России частный образовательный ежемесячный журнал. Он создан при участии преподавателей Московского физико-технического института.
На страницах «Потенциала» просто и понятно, с примерами и юмором рассказывается об удивительных физических явлениях и законах, об истории великих открытий в естественных науках. Систематически печатаются материалы для абитуриентов, научные биографии знаменитых учёных-физиков и математиков, а также статьи, посвящённые занимательной математике. См. также сайт журнала.
Дорогие учителя! С наступающим новым годом, сами понимаете, учебным! Почаще используйте перечисленные журналы в своей работе и рекомендуйте своим ученикам самые интересные статьи.