Можно ли измерить интеллект?

Человек устроен так, что всё хочет оценить именно в количественном виде. Отсюда и появились слоганы вроде «морщины разглаживаются на 40%», «зубы белеют на 30%» и даже такие анекдотические фразы, как «кожа становится до 20% мягче»... Сюда же можно отнести и изречение «IQ равен 140»... 140 чего?

Это не нападка на тест IQ (intelligence quotient /англ./ – коэффициент интеллекта).

Думаю, что он создавался не для измерения интеллекта, а как инструмент манипулирования человеком. (Это смешно, но в некоторых фирмах говорят, что высшее образование вкупе с низким IQ – признак неординарности, так сказать, образованного творца...) Поэтому как инструмент он себя оправдал уже давно. Как, впрочем, и рекламные слоганы. Но вот в чём проблема – люди стали верить тестам IQ. Тесты стали модными, и теперь, кого ни спроси, – все назовут свой IQ. Приврут или нет – другой вопрос, главное – все знают, что это такое.

Давайте посмотрим, по каким соображениям тест IQ не следует воспринимать всерьёз:

1. Этот тест из серии «угадай-ка». 80% вопросов предполагают ввод числа от 1 до 6 или буквы от A до F... Это вносит большой элемент случайности. Те вопросы, что требуют чёткого ответа (слово или число), немного спасают ситуацию, но их мало.

2. Нет единого критерия. Тестов IQ видимо-невидимо. Они имеют не только вопросы разной направленности, но также и разные разбросы шкалы. На одних тестах не набрать больше 140, на других – и 180 не предел...

3. Тесты формируются под влиянием особенностей мышления их составителя, который тоже человек, причем не всегда очень грамотный. Например: 2,4,16... – продолжите ряд. В ответе – 256 (каждое число – предыдущее в квадрате). Но это только по мнению автора. А ведь может быть и 65536 (каждое число – 2 в степени предыдущего числа), и даже ответ «38» не лишён логики (к числу прибавляется 2, потом 12, потом 22.. и т.д.). То есть аналитические способности и логическое мышление испытуемого могут оказаться шире, чем у автора теста. Разве это повод объявлять ответ неверным? Тут ещё надо беседовать, спрашивать, почему ответил именно так, а не иначе.

4. Чем больше данных, тем меньше погрешность. 45 вопросов – это очень мало. А главное, они не дают исчерпывающей информации ни о чём. Вопросы разбросаны по разным областям, но только поверхностно. Человек, окончивший консерваторию, ничем не отличается от человека, знающего несколько фамилий композиторов. Архитектор, построивший несколько зданий, выглядит как студент, не до конца забывший математику.

Получается, что для корректного (но ещё не количественного) тестирования человека требуется объёмный тест плюс специалист, обсуждающий каждый ответ с испытуемым. В этом случае в результате, по меньшей мере, целого дня работы можно будет примерно судить о состоятельности человека в той или иной (одной) области. Более одного глубокого теста в день проводить не стоит – дальше способности человека начнут «снижаться» вследствие усталости.

Количественному (приближенному) определению можно подвергнуть разве что самую количественную науку – математику, а точнее – арифметику, то есть математические способности. Существует программа, позволяющая не только определить количественно эту область интеллекта, но и при регулярном использовании наблюдать изменения. При кажущейся ее узкой направленности программа может оценить способность человека концентрироваться и выносливость его мозга. Попробуйте – вы удивитесь, насколько достоверны и воспроизводимы будут результаты работы. И как они вырастут через месяц.

А измерение всего интеллекта целиком при помощи широко используемых ныне методик, чаще всего, не слишком достоверно и представляет собой орудие работодателя при приеме на работу. Не стоит безоговорочно верить в справедливость результатов тестов IQ.