Разговорник английского – очень умная книга! Там есть и раздел о том, как заказать себе блюда в ресторане, номер в отеле, купить то да сё, встретить гостей и даже провести переговоры. Обычно в разговорниках пишут самые нужные слова, подбирают самые нужные темы, здесь есть часто встречающиеся фразы. Вот взять бы, да выучить его весь! Вот уж тогда заговоришь – быстро и правильно. (Здесь допустим, что с произношением проблем нет.
) И ведь как хорошо: разговорник – это обычно небольшая книжечка с очень простым содержанием. Никакой тебе грамматики, никаких правил! Выучи и говори! Однако, не кажется ли вам странным, что до сих пор никто почему-то не перешёл на такой метод обучения языку. Почему? Неужели не срабатывает?
Очевидно – да, не срабатывает. Язык очень многообразен. Даже такой простой (есть люди, которые считают его простым), как английский. (Это ведь смотря с чем сравнивать, не так ли?) Но почему? Ведь, на самом деле, встречаются книги с очень хорошими большими подборками фраз для повседневного общения, очень разнообразных фраз, при этом довольно часто употребляемых. Можно подобрать фразы для огромного количества ситуаций. Для каждой ситуации можно составить длинный или короткий список. Затем выучи их и общайся! Но не получается.
Короткий список проще учить, но его может не хватить для реального общения. Длинный список отнимает силы и… его тоже может оказаться недостаточно! Если вы решаете говорить шаблонами, они могут не соответствовать тому, что говорит ваш собеседник. Можно заучивать готовые диалоги, можно читать много книг, но должно будет пройти очень и очень много времени, пока язык проникнет в вас, а вы проникнетесь языком. Всех существующих в мире вариантов высказать разные мысли – миллионы. И где же спасение?
Вот откуда берёт начало наука о языке! Грамматика – вот что может быть спасением в данной ситуации. Можно научить человека возводить бревенчатый сруб, блочный дом или ещё какой-то конкретный вариант конкретной постройки. Но если его не обучить общим принципам строительства домов, то не стоит и давать ему задание построить, например, церковь. Обрушится. С большой долей вероятности. Вот и грамматика была призвана описать именно общие законы строения языка. И сделано это было с чисто практической целью – дать людям возможность выражать свои мысли свободно.
Что произошло с того времени, когда жили те мудрые заботливые люди, которые смогли описать языки разных народов, путешествуя по городам и весям, изучая язык в разных уголках страны – своей ли, чужой ли?.. Ведь, в сущности, грамматика – очень полезная и правильная вещь. Именно поэтому множество школ, курсов и частных репетиторов уже в самом начале обучения делают на ней акцент.
Зная, как устроен язык, зная его «скелет», «мышцы», мы можем построить всё «тело». Выглядит очень логично. В теории. На практике же мы можем наблюдать, как студенты разных возрастов и уровней способностей учат и учат грамматику, заучивают диалоги, слова и фразы, но не могут просто поговорить с человеком, говорящим по-английски.
С другой стороны, можно встретить людей, которые на самом деле используют несколько стандартных фраз, которых им вполне хватает для жизни. Можно ли всё-же научиться языку, не впадая ни в одну, ни в другую крайность?
И снова – если обратимся к наблюдениям за тем, как устроена жизнь, увидим – можно. Дети не заучивают фразы. Они и не учат грамматику. Но в каждом конкретном случае почему-то происходит так, что дети обучаются говорить, усваивают язык. И это происходит с каждым ребёнком, с каждым без исключения. Не школа, не уроки родной речи чаще всего являются причиной тому, что, вырастая, ребёнок может излагать свои мысли. Но что же?
Только практика.
Но ведь и в случае с заучиванием разговорника, и в случае с обучением через грамматику тоже существует практика. Почему же у природы получается лучше, чем у человека, придумывающего разные приближенные к жизни схемы? Можно ли разгадать схему, по которой природа устраивает столь эффективную школу?
Рано или поздно наблюдательный человек постигает природные тайны. Так произошло, говорят, в случае поиска эффективного средства от комаров. Тот, кто придумал его, говорят, смог настолько прочувствовать природу комара, что практически стал им. «Став комаром», он узнал и места, где тот уязвим. И использовал это. Нечто подобное произошло и с изучением иностранных языков. Всё лежало на поверхности, как хорошо скрытая от глаз вещь, которую все привыкли видеть, а потому никто не замечал. Это было так естественно и просто, что никто не придавал этому должного значения.
Не будем здесь описывать весь путь, который пришлось пройти, прежде, чем надёжный маршрут был обозначен. Скажем лишь, что он есть, он приводит к успеху. Причём приводит к успеху в гораздо большем числе случаев, чем другие способы изучить язык. Так уж случилось (и к счастью!), что этот путь был найден и обозначен. Вы можете узнать о нём. Вы можете воспользоваться им. Не важно – начинаете ли вы изучать английский с самых азов, пытаетесь ли надстраивать то, что уже усвоили – этот путь может помочь вам добраться к цели быстрее и проще.
На пути к заветной цели используйте свои силы рационально. Учите английский быстро, практикуйтесь и используйте в своё удовольствие и благо!