Современная школа очень отличается от советской школы, к сожалению, в большинстве случаев – не в лучшую сторону. И обычно первое, чем объясняют родители невоспитанность своих детей, эгоизм, неумение работать в команде – отсутствие пионерского движения. С ностальгией в голосе вспоминают комсомол.
Природа не терпит пустоты, и, пожиная плоды воспитания детей улицей, власть активно начала способствовать развитию детского движения. Сегодня оно многолико, разнообразно. В большинстве школ появилась возможность для ребенка посещать детское общественное объединение (ДОО) на добровольной основе.
Казалось бы, если есть в школе ДОО, то родители с радостью будут способствовать, чтобы их ребенок начал его посещать. Увы, в жизни отнюдь не так.
Условно родителей можно поделить на две категории:
1. «Согласные» – от активно поддерживающих, участвующих в мероприятиях, акциях, проводимых ДОО, до считающих «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось».
2. «Несогласные» – от выражающих мнения о бесполезности посещения ДОО, до категорично запрещающих ребенку участвовать в жизни детского движения. Причины указывают следующие:
– занимает время, которое можно было бы потратить с пользой, т.е. дополнительно поучиться, подготовиться к ЕГЭ и т.д.; – «Опять к коллективизму потянуло! Личности надо воспитывать, а не стаю!».
В данной статье мы и будем говорить на тему современных детских объединений. Их пользе, прежде всего, для самих детей.
Начнем с понятия. Согласно словарю-справочнику 1998 года издания «Детское движение», «детское общественное объединение – объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте от 8 до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности».
При этом деятельность детских общественных объединений понимается как составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации.
Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение. Это может быть объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании, т.е. кружки, секции. ДОО возможно и как орган ученического самоуправления, соуправления в школе, согласно Уставу школы оно имеет полномочия влиять на образовательный процесс. И собственно ДОО, объединяющее детей по разным направлениям (экологическому, патриотическому, скаутскому, пионерскому и т.д.), причем объединенных не только совместной целью, но и совместными интересами, ценностными ориентирами и увлечениями, а также совместной деятельностью по их продвижению, общественному признанию и популяризации.
Деятельность детских общественных объединений гарантируется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребёнка, федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».
Что дает ребенку участие в ДОО (разных типов)?
1. Помогает в социализации, самореализации, понимании того общества, в котором ребенок живет.
2. Учит общаться с разными людьми, договариваться, отрабатывать коммуникативные навыки, решать проблемы путем переговоров.
3. Развивает лидерские качества, организаторские способности. Самоорганизацию.
4. Способствует развитию навыков самопрезентации.
5. Получение новых знаний, приобретение нового опыта (совместные походы, поездки в лагеря, слеты, проведение различных акций и пр.).
6. Учит работать в команде.
7. Воспитывает чувство социальной ответственности, нравственные качества.
Кроме вышеперечисленного, стоит добавить, что ребенок получает удовольствие от общения с ребятами, у которых те же интересы, что и у него. Обычно занятия общественно-полезной деятельностью в ДОО повышают успеваемость в школе – дети учатся организовывать свой распорядок дня так, чтобы все успеть. И им помогают выработанные навыки и полученные в ДОО знания.
Благодаря занятиям в детском движении, многие дети начинают ходить в школу с большой радостью (ведь там есть друзья, любимое дело!). Конечно, существуют ситуации с конкретными учителями, которые неодобрительно относятся к пропущенным урокам в связи с общественной деятельностью, но всегда можно с ними договориться.
Если ребенку это не удается, то руководитель ДОО и администрация школы (которая в обязательном порядке пишет приказы о направлении учащихся на какое-либо мероприятие) решают этот вопрос – и учитель дает задание, проводит дополнительное занятие…
Участие в ДОО дает ребенку много возможностей для самореализации, открывает множество перспектив в будущем, позволяет ему попробовать себя в общественно-значимой деятельности, укрепить свою самооценку – стать личностью.