Если ребенку на первое сентября текущего года уже будет шесть с половиной лет, отдавать ли его в школу сразу или подождать, решать родителям. Администрация школы отказать в приеме как слишком маленькому не вправе. Но не будет ли решение родителей не ждать во вред, зависит от особенностей развития самого ребенка.
Факторы рискаОсновные доводы психологов в пользу того, чтобы не спешить:
– шестилетний ребенок зачастую не в состоянии выдержать урок больше получаса, а стандартный урок в первом классе длится сорок пять минут;
– шестилетним детям часто нужны игры, развивающие навыки общения. Если эти навыки недостаточно развиты, он может замкнуться в себе, что приводит к детским неврозам;
– в шесть лет ученику, в отличие от его семилетнего одноклассника, надо время от времени переключаться от учебы к игре, а в ходе урока такая возможность, как правило, не предусмотрена. Из-за этого шестилетка может сам начать играть на уроке, что приводит к проблемам с дисциплиной.
Ведь в первом классе формируется модель дальнейшего поведения в школе;
– шестилетним детям обычно нужно днем поспать, в школе – негде;
– на переменах семилетние первоклассники в состоянии сами себя занять, шестилетним нужна помощь педагога, к чему тот может быть не готов;
– в этом возрасте еще формируются навыки речи, для чего может потребоваться помощь логопеда, а то и дефектолога. В большинстве школ таких специалистов нет.
Призрак казармыДополнительным стимулом отдать сына в первый класс пораньше для многих родителей служат действующая редакция закона о воинской обязанности и концепция изменения подхода к призыву. В первую очередь, порядок предоставления отсрочек. Если мальчишке исполнится восемнадцать до окончания школы, доучиться ему дадут. Но вот право на отсрочку для получения высшего образования он уже потеряет.
Если в вузе, куда он поступит, нет военно-учебного центра (бывшие военные кафедры), а предполагается, что таких будет меньшинство, доучиваться придется после армии. Если только негодным к службе не признают.
Школьная практикаУчителя, признавая все факторы риска, все же отмечают, что акселерация сделала свое дело, и у шестилетних первоклассников этих проблем чаще всего нет.
Многое также зависит от школы и от учителя, и вопрос на самом деле может стоять не «отдавать/не отдавать», а «какую выбрать школу». Проблем может не быть просто потому, что ребенок попадет в хорошие руки. А вот с другим педагогом они вполне могут возникнуть.
Способы выбора будущего классного руководителя для сына или дочери те же, что и при выборе школы: личные впечатления от знакомства с ним и «дворовый рейтинг» – что говорят о каждом педагоге родители тех, кто уже у него учится и отучился. Мнения будут разные, но чем больше собрать, тем лучше.
Насколько ребенок готов к школе, вопрос сугубо индивидуальный. Но полагаться только на родительскую интуицию специалисты не советуют, рекомендуют сначала показать будущего первоклассника психологу, работающему с этим возрастом.
Найти таких специалистов можно, например, в центрах психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, которые есть в крупных городах. Скажем, в Москве таких центров по несколько в каждом округе. Обычно там начинают консультировать родителей на предмет готовности их ребенка к школе каждую весну – в марте-апреле. Их рекомендации не повредят и при выборе школы, программы и системы обучения. Так что при грамотном подходе все должно получиться, как надо.