Почти каждый, кто пишет, мечтает увидеть свои произведения опубликованными. Да, не все написанное достойно публикации, но приходится сталкиваться со случаями, когда произведение достаточно хорошо, а его все же не печатают. Часто это связано с неверно выбранной формой предложения.
Одна из распространенных ошибок начинающих авторов заключается в том, что они убеждены: издательства в них заинтересованы. Разочарую таких убежденных. Издательства заинтересованы в продаваемых сюжетах, в известных именах: ведь издательства, как ни крути, коммерческие структуры, и занимаются своей деятельностью с той же целью, что и любая фирма – получить прибыль.
Да, можно возмущаться этим фактом, спрашивать: «А как же высокая литература? Культура нации…» и так далее. Но факт есть факт, и от вопросов он не изменится.
Поэтому первое, что должен выяснить автор, написавший, к примеру, роман о жизни бурундучков – какому издательству интересна такая тематика. Предлагать жизнеописание бурундучков издательству, специализирующемуся на научной литературе или на детективах и фантастике, практически бесполезно. Даже если этот роман будет на голову выше произведений Даррелла или Сетон-Томпсона, его все равно не возьмут. Не «в серии».
Как выяснить, какие серии издаются и где? Самый простой путь: воспользоваться Интернетом. Зайти на сайт издательства и посмотреть: а что же именно они публикуют? Обычно на этих сайтах размещены все названия серий, указана их тематика и содержание. Как только найдено издательство с серией «Из жизни животных», уже можно предлагать бурундучков.
Но тематика – это еще не все. Существенным параметром является объем произведения. Если издательство специализируется на выпуске романов, а жизнь бурундучков описана в формате повести, то при всей качественности текста его не возьмут. Однако издательства вовсе не скрывают свои «объемные» предпочтения. Опять же, на сайтах издательств обычно размещены требования к произведениям, включающие и необходимый объем.
Если же таких требований нет, то расчет можно произвести самостоятельно. Книги в твердой обложке обычно имеют объем от 11 до 15 авторских листов (авторский лист – 40 тыс. знаков с пробелами, определяется сервисом Word). Книги в мягкой обложке – 5-9 а.л. (тут еще зависит от размера книги, карманные издания меньше). Если объем подходит – можно предлагать. Если же нет, то придется или резать, или наращивать текст.
Следует учитывать еще один нюанс: издательства, к сожалению, мало заинтересованы (практически не заинтересованы) в рассказах. Даже если общий объем рассказов равен объему романа.
Но вот все совпало: объем, тематика, серия, качество текста… Что делать дальше?
Оформить текст. На первой странице разместить данные автора: фамилия, имя, отчество, почтовый адрес, телефоны, адрес электронной почты. Только после такой «шапки» – заголовок и сам текст. Размер шрифта желателен 12-13, межстрочный интервал – 1,5. Да, есть издательства, которым не требуется «шапочка», которые не обращают внимания на размер шрифта и так далее. Но есть и те, которые даже не будут смотреть на текст, не имеющий данных автора или небрежно («нечитаемо») оформленный.
Следует учитывать, что в издательства приходит огромный объем текстов. Редакторы обычно загружены до предела выносливости. Им приходится рассматривать тексты «своих» авторов, заказанные издательством тексты, разрабатывать проекты будущих серий (либо уже существующих), составлять различные планы и прочее. И, кроме всего этого, на них сваливается «текучка»: то есть, те тексты, которые приходят «самотеком» («Я тут написал роман, возможно, он заинтересует Ваше издательство…»). Так что лучше обеспечить удобство работы редактора. Иначе негативное отношение к автору, который «не уважает» редактора, может быть перенесено на текст. А это весьма снижает шансы публикации.
Но отправлять в издательство следует не только файл с текстом. Необходимо еще сопровождающее письмо. В письме нужно указывать то же, что и в «шапке» текста, но, кроме этого, объем текста (в а.л.) и немного рассказать о себе. Например, о жанровой специализации («… пишу рассказы и повести о животных…»), об уже имеющихся публикациях («… мои рассказы были опубликованы в…»). Не следует писать слишком большое письмо (помните о загруженности редакторов!), но не стоит и ограничиваться двумя строчками.
Еще одно весьма распространенное требование издательств – наличие синопсиса. Это – краткое содержание текста. Чаще всего о том, нужно ли посылать синопсис, можно узнать на сайте издательства в разделе «Для авторов». Синопсис отправляется вместе с письмом и файлом текста. Отдельным файлом.
Обычный объем синопсиса – 2-5 страниц Word. Лучше всего синопсис с поглавной разбивкой. То есть, когда весь текст расписан по главам, указывается содержание и объем (в а.л.) каждой главы.
Но бывают и тексты, для которых просто невозможно (или очень затруднительно) написать такой синопсис (к примеру, в главе содержится несколько частей, каждая из которых поддерживает отдельную сюжетную линию). В этом случае пишется синопсис без поглавной разбивки.
Следует знать, что после прочтения синопсиса редактор должен получить не только общее представление о сюжете («… в романе рассказывается о несчастной любви двух бурундучков, которые жили на противоположных концах леса…»). Должны быть описаны все главные персонажи текста, основные действия, на которых базируется сюжет. Вплоть до внешнего вида и возраста персонажей («… бурундучку, жившему в северной части леса, было три года, он обладал куцым хвостом, левое ухо его откусила лиса, а полоска на спинке была извилистой…»).
Еще нюанс. Не все издательства желают сразу получать полный текст произведения (загруженность редакторов!). В этих случаях на сайте в разделе «Для авторов» указывается, какой именно объем текста следует отправить вместе с синопсисом (например, 2 а.л., или – первые три главы).
После отправки текста следует набраться терпения. Хотя бы на срок, который издательство указывает в качестве срока рассмотрения произведения (1 месяц, 2, 3…). Эти сведения также можно найти на сайте издательства в разделе «Для авторов». Если автор слишком нетерпелив и начинает забрасывать издательство письмами, не дождавшись истечения указанного срока, он лишь вызывает к себе негативное отношение. При всем желании увидеть свое детище опубликованным, при всей уверенности в собственном таланте, автор должен представить себя на месте редактора, у которого весьма немаленькая гора работы. И – дать редактору оговоренное время для прочтения и оценки текста.
Если оговоренный срок прошел, а ответа не поступило, можно писать письмо с вопросом. Агрессивные и истеричные письма весьма нежелательны – кроме негативного отношения к автору (и, соответственно, к тексту), никакой другой цели они не достигнут.
Еще несколько слов об авторах, которые пробуют предложить свои произведения периодической печати.
Прежде, чем предлагать текст газете или журналу, нужно выяснить – а печатают ли они вообще что-либо подобное? «КоммерсантЪ» явно не напечатает рассказ о бурундучках, пусть даже его автором будет Лев Толстой.
Для газет и журналов очень существенно (критично!) требование объема. Газетная полоса составляет около 10 тыс. знаков. И еще должна поместиться иллюстрация. Предлагать больший объем текста бессмысленно. «Кирпич» возьмут разве что у того же Толстого, и то по случаю юбилея. Перед предложением в журнал лучше всего купить какой-либо номер и посчитать объем аналогичного текста.
Оформление предложения такое же, как и для издательства (минус синопсис).
Удачных вам публикаций!