Просматривая статьи в «Школе Жизни», я постепенно пришла к выводу, что на сайте довольно много потенциальных авторов учебно-популярной литературы. Людей, которые могут написать книги на различные, интересующие читателей темы: от «10 шагов к успеху в бизнесе» до «10 способов самостоятельно починить сантехнику».
И, как говорит мой внутренний голос, такие люди периодически задумываются о том, чтобы из разряда потенциальных книжных авторов перейти в разряд реальных. Эта статья – именно для них. Я постараюсь рассказать о том, как можно реализовать свои возможности в «бумажной» литературе.
В первую очередь, возможности следует оценить.
Ведь если человек написал одну статью о том, как заменить прохудившуюся прокладку в кране на кухне, то это не означает, что он способен написать 100 статей, описывая не только замену прокладки, но и замену кранов, ремонт бачка унитаза, прочистку труб и так далее. Поэтому первый вопрос, который следует задать себе: «Достаточно ли у меня знаний? Хватит ли их на книгу, или лучше ограничиться статьями?».
Если вы сомневаетесь, то лучше «потренируйтесь на кошках», наберитесь опыта и материала. Учтите, что похвалы друзей и знакомых вашим текстам могут оказаться не вполне верно (а то и совсем неверно) оценивающими реальное положение дел. Постарайтесь набрать как можно больше независимых отзывов. «Школа Жизни» хорошо приспособлена для этого. Более того, здесь вы можете оценить востребованность тематики.
Но предположим, что знаний хватает, писать вы умеете, причем, не на уровне «мама мыла раму», а ясно и грамотно излагаете свою мысль, с достаточной степенью профессионализма и необходимой для обычного читателя простотой.
Далее следует выбор темы. К примеру, вы – специалист по той же сантехнике. Но это – очень широкое понятие. Ведь сюда входит и выбор сантехники (как выбрать кран? какие унитазы наиболее надежны и пригодны для здоровья? какие трубы наиболее стойкие?), и установка, и ремонт, и обслуживание.
Есть еще один вариант – «Все о сантехнике», то есть, от выбора до обслуживания. Но если о сантехнике можно все (или довольно многое) втиснуть в рамки одной книги, то подобного нельзя сказать, к примеру, о бизнесе. Нет, можно написать книгу «Все о бизнесе», но если там упоминать действительно обо всем, то получится что-то вроде «Словарь бизнеса», а отнюдь не учебно-популярная книга, прочтя которую можно научиться чему-либо полезному. Словари, конечно, тоже нужны, но сейчас речь не о них.
И вот тема выбрана. Следующий шаг – составление плана текста. Тут лучше всего подходит синопсис с поглавной разбивкой. То есть, краткое содержание будущей книги с разбивкой по главам. Лучше всего сразу же отмечать для себя планируемый объем глав (в знаках с пробелами).
Дальше нужно… нет, не писать книгу! Выбрать издательство, которому вы предложите готовое изделие. Дело в том, что у различных издательств различные требования к текстам. Эти требования начинаются от стиля и заканчиваются объемом. Одно издательство может требовать академизм в изложении: книги, которые им издаются, более учебные, чем популярные. Другое – с точностью до наоборот: предпочитает более популярное, чем учебное. Попытка написать нечто универсальное по стилю обычно заканчивается тем, что ни одно издательство не выражает желания приобрести «и нашим, и вашим». Что же касается объема, то здесь разбежки огромны: от 5 а.л. до 15 а.л. (в зависимости от тематики, наличия конкурентных изданий, серий издательства и т.д.). А.л. – авторский лист, содержит 40 тыс. знаков с пробелами.
Выбирая издательство, нужно не просто ткнуть пальцем в крупное издательство, которое занимается учебно-популярной литературой. Нужно проверить – а публикуют ли они книги вашей тематики. Потому что может оказаться, что книги бизнес-тематики, к примеру, они берут с удовольствием, а вот поваренные книги их не вдохновляют. И еще необходимо проверить – а не выходила ли в облюбованном вами издательстве книга, аналогичная по теме вашей. То есть, вы собираетесь написать книгу «10 способов ремонта сантехники собственными руками», а в каталоге издательства уже имеется «15 способов самостоятельного ремонта сантехники». Значит, у вас уже имеется конкурент, который обошел на повороте, и нужно искать другое издательство.
Кстати, о конкурентных изданиях. Можно вообще не изучать рынок, а просто писать книгу. Но это – игра в рулетку. Представьте, что вы потратили несколько месяцев, чтобы написать «Ремонт сантехники за 10 минут собственными руками». И выясняете, что год назад вышла книга «Ремонт сантехники за 15 минут собственными руками», а два года назад – «Ремонтируем сантехнику самостоятельно». Кроме того, вы узнаете, что эти книги написаны грамотно, профессионально, интересно, но – плохо продаются. Большая часть тиража двухлетней давности все еще отдыхает на складах. А на ту книгу, что вышла год назад, пишут отзывы такого плана: «Да зачем мне сдался этот ремонт сантехники? Что я, идиот, собственными руками в унитаз лазить? Вызову мастера, да и все дела!».
Это – катастрофа. Это означает, что издательства вашу книгу не возьмут. Даже если – с вашей точки зрения – она читается, как детектив. Издательства зарабатывают деньги на выпуске и продаже книг. Зачем им тема-аутсайдер?
Пользуясь Интернетом, можно достаточно быстро обнаружить конкурентные издания и даже выяснить – насколько активно они продаются. И заодно – какие издательства их выпускали. Не забывайте – вам понадобится другое издательство! Если аналоги имеют высокий рейтинг продаж, то будьте уверены – то издательство, которое еще не выпускало книгу этой тематики, с удовольствием ухватится за ваш текст. Конкуренция!
Есть еще нюанс с конкурентами. Их нужно знать еще по одной причине: чтобы случайно не налететь на то, что называется непредумышленным плагиатом. Представьте, что вы изобрели какой-то хитрый способ для установки унитаза. Причем, пользуясь этим способом, можно установить унитаз за пять минут, имея в руках только молоток. Естественно, вы включаете этот способ в свою книгу. И через пять минут после отправки текста в издательство, выясняете, что конкурент изобрел этот способ независимо от вас и уже описал его как свой, авторский. Через десять минут факт совпадения выяснят в издательстве, причем – без вашего участия. Что они подумают? Вот именно.
Выяснив все эти вопросы, осветив для себя темные углы, можно приступать к написанию книги. О том, как это делается – в статье «Пособие начинающим авторам. Как создать учебно-популярную книгу? Часть 2».