Итак, вас приняли на работу. И пускай это пока только стажировка или трехмесячный испытательный срок, вы им еще покажете. Всем покажете! Только через два часа еженедельная производственная планерка, на которой нужно заявить две (три, пять, десять…) темы. А идеи – ну ни одной! И становится понятным, что не одним талантом вымощена тернистая дорога к журналистскому олимпу.
С такой проблемой сталкивался не один начинающий корреспондент. У старших коллег весь блокнот исписан полезными телефонами, а у него на «производственной» странице – чистый лист. Что ж, начнем заполнять.
Принцип первый. Бегаем.Приготовьтесь к тому, что в первое время вам придется побегать. Будут и скучные совещания, с которых вы принесете скупую заметку в три строки. Будут встречи с мелкими и не всегда приятными чиновниками, которые очень любят свою собственную персону. Будет много чего еще. Но в результате каждого такого визита (опытный журналист берет у них сведения, всего лишь позвонив по телефону) вы будете приобретать очень важное – личные контакты.
Принцип второй. Поддерживаем контакты.Во время личной встречи нужно непременно спросить о планах на будущее. Обменяйтесь визитками. Редко кто звонит журналисту, чтобы сообщить какую-то сногсшибательную новость. Чаще приходится названивать самому. Не стесняйтесь поинтересоваться номером мобильного телефона. Важные люди редко сидят на рабочем месте – чаще в работе. А «сотовый» у них может быть служебным, который они просто обязаны давать прессе. Правда, особо занятым чиновникам я звоню на мобильный, только узнав их расписание у секретаря.
Принцип третий. Звоним.Если вы знакомы с человеком шапочно (то есть, возможно, он вас не вспомнит), просто так с вопросом: «А что у вас новенького?» звонить не совсем уместно. Вот теперь-то и пригодится полученная при личной встрече информация. Мило интересуемся, воплотились ли планы о строительстве третьего ледового дворца в селе Заречное в жизнь. Нет? Вот теперь самое время задать вопрос: что у вас еще? Когда вы позвоните в десятый-двадцатый раз, человек перестанет шарахаться, заслышав в телефоне: «Добрый день, это Ася Звездочкина, корреспондент «Жгучего вестника»!»
Принцип четвертый. Заводим календарь.Да-да. Календарное планирование никто не отменял. Поэтому подробно расписываем каждую страницу перекидного календаря. Важны не столько красные даты, сколько текущие, повторяющиеся ежегодно события, которые будут интересовать людей. Когда в городе ставят новогоднюю елку? Не 31-го же декабря! Чуть раньше. Сколько будут стоить розы накануне 8 Марта? Когда в городе проходит фестиваль искусства? Все это отражается в календаре, причем все идеи желательно записывать за несколько дней до события. При этом важно найти такой фокус события, который не приметят ваши коллеги: если про елку на центральной площади напишут многие, то про новогодние туры, возможно, не все.
Принцип пятый. Смотрим у коллег.Нет-нет, речь идет совсем не о плагиате. Можно просматривать ленты новостей и применять их к своему региону (уточнив, разумеется, данные у компетентного лица). Можно пролистать подшивки нескольких газет, выделить интересные публикации и подумать, под каким углом можно еще раскрыть тему. Иногда из такой работы возникают совсем неожиданные вариации.
Принцип шестой. Смотрим по сторонам.Наблюдательность – одна из составляющих успеха. Одна моя знакомая журналистка в молодости давала себе установку – найти пять новостей по пути на работу. Однажды мой сын помог мне с поиском информации, обратив мое внимание на то, что на одной из крыш города поменялась фигурка. Вы увидели аварийную машину, услышали милицейскую или пожарную сирену? Все это может быть поводом для публикации.
Принцип седьмой. Пользуемся компьютером.У начинающего есть одно несомненное преимущество перед более зрелыми коллегами – многие из них если и общаются с компьютером, то исключительно на подчеркнутое «вы». А в наше время Интернет раскрывает буквально безграничные возможности. На форумах для журналистов порой сидят интересные люди. Вы сможете брать комментарии у компетентных московских экспертов, находить интересных собеседников. Это сделает ваш материал эксклюзивным.
Вы еще раздумываете, о чем будете писать? Время действовать! И через год вы уже не вспомните о том, что каждая тема давалась вам с огромным трудом.