Стоит ли платить ребенку деньги за хорошие отметки? Давайте более детально рассмотрим феномен школьной отметки. Это субъективная оценка учителем уровня знаний ученика по определенному предмету. Традиционно ей приписывается функция критерия качества обучения.
Смысл школьной оценки как своего рода обратной связи от учителя к ученику – дать понять последнему, с каким качеством он выполнил то или иное задание. Как будто без этой отметки ученик не узнает, хорошо или плохо он подготовился.
Также оценка становится инструментом взаимодействия учителя и родителей. Изучая дневник своего ребенка, родитель составляет представление о том, насколько продуктивно осваивается школьная программа.
При этом часто взрослые сами воспринимают оценку как сверхценность и внушают это трепетное отношение своим детям. Таким образом, в ребенке культивируется чувство, что от школьных отметок зависят одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера и жизненный успех в целом. Однако следует заметить, что сама отметка ничего не создает в педагогике и ничего не стоит. Она относительна.
Перед учителем всегда стоит вопрос: какого ученика мы должны поощрять? Того, кто получил «5» и реализовал только 20% своих возможностей, или того, кто получил «3» и выложился на 102%? Каждый ребенок – это индивидуальная личность. У всех учеников разные способности и возможности. Отметку ставить за абсолютный объем знаний? Или за дельту изменений? Ведь если в начале года ребенок в диктанте делает двадцать пять ошибок, а в конце – только пять, то налицо колоссальный прогресс, а формально и в первом случае «два» и во втором.
Еще один немаловажный момент заключается в том, что учитель пользуется в настоящее время трехбалльной системой оценивания. Единица – отметка, которая может быть поставлена в журнал в целях последующего исправления. В школьной среде существует мнение, что в качестве отметки единицу может поставить учитель, у которого сдали нервы. Ведь отметка, указывающая на полное отсутствие знаний – двойка, именно ее обычно получает ученик, абсолютно не готовый к уроку.
Большое количество отрицательных отметок в журнале побуждает администрацию школы более пристально взглянуть на деятельность педагога, снижающего таким образом общую успеваемость школы. Учителю затруднительно ставить текущие неудовлетворительные отметки, потому что ему же потом придется тратить силы и время, побуждая ребенка их исправлять, выравнивая успеваемость. Следовательно, снижается уровень требований, предъявляемых к знаниям, оцениваемым положительными отметками, что обусловлено школьной системой.
При оценивании не стоит сбрасывать со счетов также ригидность восприятия ученика учителем. Другими словами, если ученик, который еле-еле на троечку учился по русскому языку, вдруг начнет писать отличные сочинения, то редкому учителю будет легко перестроиться и оценить бывшего слабого троечника на «отлично».
Теперь вернемся к первоначальному вопросу об уместности оплаты хороших отметок. Задача ребенка в школе – получение знаний и развитие. При оплате именно определенной отметки ученик начинает стремиться не к наращиванию массива знаний, а к получению конкретной отметки, не всегда честными методами. В сознании ребенка происходит подмена: не важно, что ты знаешь, важно, что тебе удалось получить за это пятерку. Цель начинает оправдывать средства.
Душевные переживания ребенка здесь трудно переоценить. Тяжело ребенку приходится. Ведь деньги здесь начинают выступать также и эквивалентом родительского одобрения и внимания. Мама гордится дочкой, которой выплачивает зарплату. А дочкой, которой не выплачивает зарплату, не гордится. Как получать родительское внимание в каникулы, например?
Формально ситуация выглядит замечательно: ребенок стремится повышать успеваемость, как будто улучшая качество знаний, но по факту происходит подмена понятий. В результате оплата отметок приводит к их первичности в сознании ребенка, развитие и обучение уходят на второй или даже более дальний план.