Среднее образование в Израиле - что необычного? Начальная школа

Итак, вы приехали в Израиль. У вас есть дети школьного возраста (или они должны пойти в школу), внуки. Что их ждет в школе?

Начинается учебный год – и вас настигает первый шок: в Израиле не заставляют учить таблицу умножения (а вы еще помните, насколько это было важно)! И на тетрадях нет таблицы-подсказки! Что будет дальше?

Как же без нее? Он же без нее – как инвалид без палочки (это про отпрыска)! «Не переживайте, есть калькулятор», – это ответ учителя. «Но как же?» – звучит внутри, потому что возразить нечего: действительно, есть калькулятор. И можно даже им пользоваться.

Но вот проходят школьные годы. Дитё поступает в колледж или в университет. И все нормально. Оказывается, и без таблицы народ не пропадает. А родители? Они продолжают переживать, что таблицу умножения ребенок не знал в начальной школе!

Это – одна из черточек школы в Израиле, которая бросается в глаза. Многие вещи не видны. Не потому, что они секретны. Просто потому, что здесь в них не видят чего-то особенного.

Я «учился» вместе с детьми. Сейчас один – в колледже, двое – в университете. Кроме того, мои контакты с народом обогатили меня сведениями о некоторых особенностях израильской школы, о взглядах на учебный процесс и учителя, и ученика.

Начальная школа

Моя собеседница – учительница из Питера, в Израиле больше 15 лет. Практически с самого начала – на педагогической работе. Первое знакомство с такой школой в Израиле, первое впечатление: в классе есть помощник учителя, и работать намного легче.

Чуть позднее выяснилось, что практически отсутствует контроль за работой учителей. Здесь никто не требует планов на каждый день. Никто не приходит на уроки следить за тем, насколько учитель следует методикам министерства просвещения. «Я видела только одну учительницу, у которой на столе лежал план урока. Сама я не пишу. И не требуется. Система такая: минпрос присылает в начале учебного года список классов, в которых в конце года будет министерская контрольная. Если класс не получает контрольную из министерства, учитель проводит ее сам. Таким образом, все учителя как бы косвенно отчитываются о своей работе».

Непривычны отношения между родителями учеников и учителем. «Есть очень жесткая критика со стороны родителей... В советской школе такого не было, потому что учитель был не только учитель, он был бог и всё… А здесь родитель может в любой момент подойти и высказать учителю все, что он думает. Может обратиться к директору, в министерство просвещения».

Учитель и ученики: «Приходит ученик с жалобой на другого, что-то они поссорились. По старым канонам я бы дала совет не связываться, не разговаривать, не обращать внимания, поставить себя выше обидчика... Чему учат в Израиле: ни в коем случае не давать отрицательные отзывы о сторонах конфликта. Даже если вы точно знаете, кто виноват. Когда ребенок подходит со своей жалобой, я прежде всего повторяю все, что он мне сказал. Я с ним, я отражаю все, что я слышу, и тем самым показываю ему, что я только его на эти 2 или 5 минут, когда он рассказывает о своей проблеме. Я смотрю на него, я его обволакиваю своим вниманием. Я повторяю все, что я услышала, спрашиваю, правильно ли я повторила. И когда он подтверждает рассказанное мной, он снова повторяет свой рассказ, но уже спокойнее. Ребенок больше открывается и в то же время успокаивается. Если в рассказе появляется новая информация – повторяю за ним еще раз. И по окончании рассказа ученика я могу задать ему вопрос: «А что бы ты сделал в этом случае?»

Такой подход очень действенный, он помогает вывести ребенка из травматического состояния. Если ребенок на уроке невнимателен, причина рассеянности может скрываться во вчерашнем конфликте, в голове ребенка еще осталась ссора с соседом по парте. И я бы никогда это не узнала, если бы не посидела с учеником и не поговорила с ним».

Подготовка учителей в Израиле проводится в колледжах со сроком обучения 4 года. Продолжение учебы – на курсах повышения квалификации: «Пройти такие курсы – обязанность. Примеры курсов: правописание, взаимоотношения с учениками, повышение восприимчивости учеников. Есть курсы при различных учебных заведениях, и учителя получают планы таких курсов в виде брошюр или как вкладыш в дневник, который в начале учебного года выдает профсоюз учителей. Еще существуют Дома учителя со своими курсами. Курсы платные, но доступные, потому что частично оплачиваются профсоюзом.

За повышение квалификации учитель получает нечто вроде очков. Максимум очков – 24, и это дает хорошую надбавку к зарплате. Можно пройти два-три курса одновременно. Можно учиться все время. У тех, кто выбрал свои очки, есть возможность получить еще какие-то поощрения, например, возможность преподавания другого предмета.

Когда вводят новые учебники, учителя должны пройти курс повышения квалификации. И если учитель не успел это сделать до нового учебного года, он обязан пройти курс в начала года.

Помощники учителей. «В первых классах всех начинают обучать одинаково. Затем по необходимости в класс могут направить помощника учителя или второго учителя. Частично их заменяет религиозная молодежь (девушки), которая проходит альтернативную службу. У них нет никакого специального образования. (На первый взгляд, это может показаться неправильным и безответственным. На самом деле это достаточно логично: в религиозных семьях много детей – до 10, а то и больше. И старшие всегда опекают младших. Так что у них у всех есть многолетний домашний опыт работы с детьми.)

Тестирование. Запись в школу проводится в обычном порядке: документы подаются по месту жительства. Никаких предварительных обследований не проводится. Но в школе по ходу учебного процесса выявляются дети, которые требуют особого подхода. Чаще всего они не успевают за классом, иногда мешают проведению уроков. Таких детей (с согласия родителей) направляют на тестирование в особую организацию, в которой работают детские психологи (с университетским образованием).

Ребенку на тестировании (его приводит родитель) предлагают сделать несколько работ. Например, нарисовать что-нибудь. Психолог расспрашивает ребенка, что или кого он нарисовал. А дальше на основе методик анализа он выдает заключение о способностях ребенка: может ли он продолжать обучение в обычной школе, или ему рекомендуется понизить степень сложности обучения (есть и такое) и поискать специальную школу. Варианты – на усмотрение родителей (а если ученик уже достаточно самостоятелен – и с учетом его пожеланий).

«В школе есть специальный учитель. Он получает все результаты тестирования. Если в течение трех лет проблемы, определенные тестированием, подтверждаются – ребенок не владеет предметами так, как владеют остальные ученики – это сигнал к тому, что ребенок не может заниматься в общем классе. Для начала ему нужен уменьшенный класс (до 10 человек). Если в школе такого класса нет, ищут ту школу, которая его примет и выучит.

Бывает, что родители не отдают ребенка в специальный (уменьшенный) класс: не хотят дать ребенку якобы пониженный статус. И это ему вредит. В специальном классе ученик получит больше внимания, его развитие продвинется быстрее. А в обычном классе он не сможет стать равным. Обучение в уменьшенном классе вовсе не значит, что ребенок безнадежен. Один из моих учеников с проблемами речи был определен в такой класс, учился в нем несколько лет, нормально закончил школу и получил аттестат зрелости».

«Вообще, в школе дают свободу развитию творческой составляющей психики ребенка, свободу мышления. Это поощряет детей к высказыванию своей точки зрения на все, что их окружает. В израильской школе воспитывают свободного человека в свободном мире».