Рассказывает девушка, которая приехала в Израиль в возрасте 15 лет: «Я приехала сюда и когда начала учиться здесь в школе… Немножечко разленилась, потому что политика здесь – каждый ученик отвечает сам за себя. И никто не заставляет. А мы привыкли, что учителя нас пасли, звонили домой, требовали, чтобы мы не пропускали уроки. А тут вдруг такая свобода! Естественно, все расслабились, никто не учился. Ну, мы были детьми.
Перед армией – ветер в голове!»
Можно добавить к этому, что постоянное ожидание терактов, каких-то военных действий, неизвестность – сколько ты еще проживешь… Все это действует на молодежь не так, как хотелось бы родителям. Дети хотят успеть взять от жизни все. Поэтому многие начинают всерьез задумываться о завершении образования только после армейской службы.
И нет смысла жаловаться на то, что и учителя не те, и ученики сегодня хуже, чем вчера, и методики никуда не годятся, и сама система от чего-то отстает. Главное: если ученик выходит из школы и хочет продолжать образование – школьных знаний вполне для этого хватает.
Возможности продолжения учебы зависят от нескольких составляющих: уровня аттестата зрелости, средних оценок по профилирующим предметам (в аттестате зрелости) и оценки по психометрии. Приемная комиссия рассматривает документы поступающего и выдает ему список рекомендуемых направлений учебы.
В Израиле существует три градации аттестата зрелости: 3 единицы, 4 единицы и 5 единиц. По результатам контрольных работ, проводимых в 9 классе (всего – 12 лет обучения), определяется возможность получения одной из градаций. Если ученик пишет контрольную для аттестата на 80 (при 100-балльной системе оценки), он может получить аттестат на 4 единицы. А если ниже – 3 единицы. Иными словами, в 9 классе ученик сам выбирает себе сложность своего аттестата зрелости. При поступлении в вуз оценка по конкретному предмету, стоящая в аттестате на 5 единиц, умножается на 25, а оценка из аттестата на 4 единицы умножается на 12,5.
Вот как описывает эту систему выпускник школы, а сейчас – студент университета: «Разница в объеме материала, насколько глубоко этот материал изучается, сложность задач. Допустим, на 3 единицы: у тебя все данные есть, тебе нужно только поставить в формулу и решить. На 4 единицы: тебе нужно найти какие-то данные, потом с помощью этих данных решить задачу. На 5 единиц: там уже требуется поразмыслить, требуются более глубокие знания. Может быть, использовать теоремы. Не просто подставить в формулу».
Естественно, аттестат нужен для продолжения учебы. Но и то не везде: есть много частных учебных заведений, где можно продолжать образование, не имея аттестата зрелости.
Из продолжения разговора со студентом:
– Ты как считаешь, то, что здесь делается – это вообще нормально? Или есть какие-то провалы?
– Конечно, есть провалы, потому что люди не учат… Я здесь не учил ни географию, ни биологию, ни химию. Потому что я выбрал себе физику. И для минимального уровня аттестата зрелости этого достаточно. Человек отбрасывает предметы, которые ему не нужны. Есть люди, которые учили социологию, ТаНаХ и историю на 5 единиц. Английский, математика и все остальное у них на самом низком уровне. Физику учить все как бы не обязаны. Можно позволить себе не учить вообще. Но английский, математика… И это в конечном итоге им не портило аттестат. Допустим, человек из религиозной семьи хорошо знает ТаНаХ и другие вещи… Он сразу может взять 5 единиц ТаНаХа (минимальное по ТаНаХу – 2 единицы). (ТаНаХ – это священные книги иудеев, в которые входит и Тора, в христианстве называемая Ветхий Завет. Изучение ТаНаХа важно потому, что в языковой культуре израильтян поражает обилие цитат из священных книг – Б.Р.)
– И в любом случае это открывает ему дорогу для общественных наук. Если он хочет изучать социологию…
– Конечно. Математика решает все при поступлении только в технические учебные заведения. С 3 единицами математики туда никто не возьмет. Даже не будут смотреть. С 4 возьмут в большинстве колледжей. И даже в университетах можно попасть на большинство факультетов. А если 5 единиц по математике – сразу смотрят на психометрию.
Психометрия – это экзамен на способность применить полученные в школе знания по всем предметам. Сюда же включаются задачи по логике, теории вероятностей. Отзывы сдававших психометрию (с форума): «Большая часть логики – расположения, опыты и правда/ложь. Тексты и дополнение предложений рассчитаны в основном на проверку внимательности и скорости работы – без особо сложных логических построений. Темы текстов: наука (исследование Луны), социология (развитие религиозных норм по Максу Веберу) и история/медицина (развитие модели мозга от Платона до Галена). Уровень – популярный».
Система среднего образования построена на идее: школьник может сконцентрироваться на том, что ему больше нравится и лучше дается. Базовых знаний по остальным дисциплинам достаточно для получения любого образования в дальнейшем (профессионального или университетского). А если у молодого человека возникает потребность дополнить пропуски в школьном курсе – есть вечерние школы, которые помогут это сделать.