В свободную минуту бог создал институты, Адам его студентом первым был. Он ничего не делал, ухаживал за Евой, И бог его стипендии лишил. У Адама драма – вызвали Адама На расправу в божий деканат. И на Землю прямо сбросили Адама, Так пошли студенты, говорят.
Старая студенческая песня как нельзя более четко определяет систему наказаний в современных высших учебных заведениях. Сначала – лишение стипендии для тех, кто ее получает (те, кто стипендию не получает, отделываются выговором, собеседованием с куратором группы – в некоторых случаях в присутствии родителей, предупреждением деканата о возможных дальнейших санкциях).
Затем, если студент не внял первому предупреждению, следует второе, ну а далее путь один – к дверям института с напутствием: «Покажи, что ты знаешь, как закрываются эти двери».
Естественно, если сессия провалена, то обходятся и без предупреждений. Двери закрываются сразу и однозначно.
Тем не менее, современные Адамы продолжают упорно пренебрегать учебой, ухаживая за современными Евами или занимаясь другими делами (это сейчас называется «У меня есть своя жизнь»).
Но знаете, ведь Адама наказали вовсе не из-за того, что он ухаживал за Евой. Рай в виде учебного заведения был потерян из-за его отношения к учебе. К сожалению, Адам считал (как и многие студенты после него), что учеба – не волк, никуда не денется, а для того, чтобы сдать сессию, достаточно просидеть над учебниками ночь перед экзаменом.
Вот только маленький нюанс – ночь перед экзаменом практически ничего не дает. Да, такой экспресс-налет на источник знаний может помочь сдать экзамен, пусть не отлично, пусть удовлетворительно, но все же не отрицательный результат. Да только знания, вбитые в голову в таком темпе, удерживаются в извилинах не более шести часов – увы, научный факт. Через шесть часов мозг опять чист и ясен, как у младенца.
Существует определенная скорость поступления информации, при которой эта информация способна усвоиться и отложиться в то, что можно назвать долговременной памятью. В противном случае – толку никакого. Запоминания нет. А это означает, что в будущем проблемы неизбежны. Ведь начинаются новые курсы, которые основаны на предыдущих – обучение является постройкой своеобразного здания: сначала фундамент, затем подвал, первый этаж, второй и так далее. Чем надежнее фундамент, чем лучше сделан проект, чем тщательнее работа строителей – тем лучше конструкция, и тем выше можно построить здание. Хижина – дело пяти минут, а вот небоскреб требует и тщательной подготовки, и длительной работы.
Адам пытался построить шалаш. Вроде тех, что строят дети – четыре палки и куча травы. Учеба в институте требует несколько более продуманной и солидной конструкции. Можно сказать, что Адам был отлучен от Божественного образования из-за того, что халтурил на стройке.
Видимо, по той причине, что все мы – потомки Адама и Евы, с завидной регулярностью всплывают и недостатки первого студента. Возникают в последующих поколениях. Неискоренимые проблемы: надежда сдать экзамен «нахаляву», убеждение, что «этот предмет мне потом не понадобится», уверенность в том, что диплом дают чуть ли ни за красивые глаза (особенно этим страдают «платные» студенты), небрежное отношение к учебе.
Следует заметить, что столь любимая всеми халява на экзамене отнюдь не исключается. Преподаватель все же не Господь, и ему бывает сложно определить: то ли студент действительно знает предмет (хотя бы на едва удовлетворительную оценку), то ли это – всего лишь «ночной набег» перед экзаменом, а то и просто удачное совпадение: случайно попался единственный билет, вопросы которого студенту известны. Но ведь халява – вещь одноразовая. А затем следует диплом, а далее – работа.
В прежние времена студентов пугали далеким распределением:
По Северному краю не бегают трамваи,И не горит там лампа Ильича,Там нет воды и газа, цветов и унитаза,И челюсти выводят ча-ча-ча.
Теперь, конечно, далеко не сошлют. Но кому нужен специалист, который является специалистом только на бумаге? Все чаще и чаще работодатели начинают интересоваться средним баллом диплома, внимательно просматривают вкладыш, любопытствуя – а как же учился будущий сотрудник? И все чаще отказывают тем, кто, следуя по неверному пути Адама, надеялся на халяву.
Студенческое время – время прекрасное. Это – весна жизни. Но любому сельскохозяйственному работнику известно, что именно в это время закладываются основы будущего урожая. Не посеял – нечего и собирать. Сиди зимой, изображай медведя, питайся подкожными запасами.
Уважаемые студенты! Что вам нравится больше? Собственный подкожный запас или розовая лососина с лимоном и масляной горкой икры на тарелке? Думайте, выбирайте. И не забывайте, за что наказали Адама.