Согласно моим наблюдениям, после прихода разнообразных технологий в нашу жизнь, например, компьютеров, старшее поколение все чаще начинает шпынять детей: «Мы тебе зачем компьютер купили? Для учебы или для игрушек?». И ведь действительно забавно, в глазах заботливых родителей их ребенок вместо учебы сидит за очередной стрелялкой, часами убивая страшных монстров.
С другой стороны, мало кто из взрослых может придумать интересное применение компьютера в образовательных целях – ну разве что проскочат варианты в виде набора текста в тестовый редактор или распечатки доклада по какому-нибудь предмету. В школе компьютер применяется практически так же – ученику дается стандартное задание, он сидит за компьютером весь урок, а со звонком под веселое гиканье несется на перемену, вытряхивая из головы полученные крупицы знаний.
О каком интересе к учебе здесь может идти речь?
Но есть и другой путь применения компьютера в обучении – новые образовательные технологии. Одной из таких технологий и является Веб-Квест (Web-Quest). Конечно, совсем новой технологией назвать Веб-Квест можно с некоторой натяжкой – придуман он был в 1995 году, но, к сожалению, до сих пор так и не прижился в российском образовании.
Суть Веб-квеста достаточно проста: учитель пишет интересную историю, вплетая в эту историю практические задания по предмету, тем самым подталкивая учащихся к самостоятельному целенаправленному поиску знаний для выполнения поставленной задачи. В ходе работы над поиском информации (а поиск проходит не только в обычных учебниках, но и в сети Интернет) учащиеся начинают работать более продуктивно, развивается творческое мышление и навыки работы с информацией.
Основной интерес Веб-квеста в том, что обучение отходит от стандартного сценария: «учитель заставит – ученик сделает» – учитель выступает как наставник, советчик и старший товарищ, который в случае определенных трудностей с выполнением задания способен подсказать нужное направление в поиске.
Конструкция Веб-квеста достаточно проста: введение, центральное задание, процесс и заключение. На этапе введения оговариваются конкретные роли учащихся (например, техник, дизайнер, конструктор и т.д.); во время выполнения этапа центрального задания с учащимися проговариваются основные цели и задачи работы, определяется результат, которого следует достигнуть.
На этапе заключения подводятся итоги, выставляются оценки работы, можно провести в баллах, используя совершенно различные критерии (достижение заявленной цели, качество работы и т.д.). Стоит отметить, что все (от процесса работы до критериев выставления оценки) обговаривается с учащимися, в чем проявляется сотрудничество между учащимся и учителем.
Само собою, к Веб-квесту прилагается и список информационных ресурсов – от самоучителей до ссылок на сайты в Интернете, где учащимся проще будет найти необходимую информацию, не залезая на посторонние сайты и не тратя лишнее время.
Работа может вестись в малых группах, что способствует формированию активной взаимопомощи между учащимися.
Но есть и проблемы: например, ограничение доступа в Интернет, неготовность учителей проводить урок, столь различный с традиционным, низкий уровень компьютерной грамотности педагогов и учащихся.
Как вывод – при решении вышеотмеченных проблем применение Веб-квеста было бы вполне интересной заменой традиционным урокам.